Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_К-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 107 | 107 | 107 | 107 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Обеспечение необходимыми знаниями теоретических, методологических и методико-технологических основ наркоконфликтологии как междисциплинарной системы научного знания и практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка. Исследования наркотической ситуации с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных. Овладение средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики, разработка эффективных антинаркотических профилактических программ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ПК-2 | способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Сущность и социальную природу наркоконфликтов в жизни общества. Источники и способы формирования наркоконфликтов. Методы преодоления наркоконфликтов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира. Использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира. Исследовать наркотическую ситуацию в регионе, стране с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка; антинаркотических профилактических программ. Средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наркоконфликтология | ||||||
1.1. | Наркоконфликтология как междисциплинарная научная дисциплина | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Наркопотребление как зависимое поведение личности | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Теоретические модели наркопотребления. Часть 1. Биологические и психологические модели | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.4. | Теоретические модели наркопотребления. Часть 2. Социально-психологические модели | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.5. | Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.6. | Профилактика наркопотребления в образовательной среде | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.7. | Наркоконфликт в семье | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.8. | Наркоконфликтология как междисциплинарная научная дисциплина | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
1.9. | Наркоконфликтология как новое направление в конфликтологии (методология для практической антинаркотической политики и управления) | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
1.10. | Типология наркоконфликтов по объему социального пространства (индивид, семья, город, субъект федерации, государство, международная сфера) | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.11. | История движения за либерализацию наркотиков | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.12. | Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.13. | Наркоконфликт в контексте социальной безопасности | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
1.14. | Профилактика наркопотребления в образовательной среде | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
1.15. | Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
1.16. | Наркоконфликт в семье | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1 | |
1.17. | Результативный региональный антинаркотический менеджмент. Органы исполнительной власти региона как звенья антинаркотической цепи | Практические | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1 | |
1.18. | Наркоконфликтология | Сам. работа | 8 | 20 | Л2.2, Л2.1 | |
1.19. | Письменная работа по содержанию курса | Сам. работа | 8 | 87 | Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Понятие наркоконфликта, его содержание и формы, причины. Наркоконфликтология как новое направление в конфликтологии (методология для практической антинаркотической политики и управления). Типология наркоконфликтов по объему социального пространства (индивид, семья, город, субъект федерации, государство, международная сфера). Наркопотребление как зависимое поведение личности. Сравнительный анализ понятий: психоактивные вещества, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ. Конфликтологическое определение наркотиков с междисциплинарных позиций. Теоретические модели наркопотребления. Теоретические модели наркопотребления. Социально-психологические модели. Особенности понятий наркомания, наркотизм, незаконный оборот наркотиков, наркопреступность, аддиктивное поведение (наркозависимость), наркотическая субкультура, наркоконфликт, наркополитика и их соотнесение со сферами использования. Классификация наркомании по механизму возникновения. Признак эпидемической наркомании: статус наркотического средства, административные правонарушения, психосоциальная заразность и массовость. Характеристика стадий развития наркозависимости (сходство и отличия). Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт. Основной механизм распространения злоупотребления наркотиками (эпидемического типа) среди молодежи. Понятие эволюционного давления наркосреды (ЭДН). Факторы, определяющие ЭДН. Профилактика наркопотребления в образовательной среде. Понятие «облегчение» и его значение для наркозависимого. Факторы, способные вынудить наркозависимого изменить свое поведение, и их использование в практике решения наркоконфликтов. Понятие «онтологическая уверенность», феномен «жизнестойкие дети» и наркозависимость. Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление как условие позитивного управления наркоконфликтом. Факторы риска и защиты развития наркозависимой личности. Возрастные кризисы и наркозависимость. Теоретические модели злоупотребления психоактивными веществами. Понятие наркотерроризма. Экономическое, социальное и политическое значение наркотерроризма. История движения за либерализацию наркотиков. Взгляды сторонников легализации и критика их сторонниками запрета потреблении наркотиков в целях опьянения. Деятельность органов внутренних дел в РФ в наркоконфликте. Деятельность Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в наркоконфликте. Взаимодействие антинаркотических общественных организаций со СМИ для формирования общественного мнения. Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта. Нормативная база деятельности наркологической службы и оказания помощи наркологическим больным в современной России. Наркоконфликт в контексте социальной безопасности: угроза возрастания удельного веса нарконаселения. Нормативная база деятельности наркологической службы и оказания помощи наркологическим больным в современной России. Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства («Союз за общество без наркотиков»). Результативный региональный антинаркотический менеджмент. Органы исполнительной власти региона как звенья антинаркотической цепи. Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей в современной России. Критика Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с позиции наркоконфликтологии. Наркополитика Швеции и Голландии: сравнительная характеристика. Понятие наркологического опьянения. Патология функции мозга при наркотизации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Характеристика стадий развития наркозависимости (их сходство и отличия). Понятие наркотического опьянения. Патология функции мозга при наркотизации. Всемирная история наркотиков: краткий обзор. Международное сотрудничество в борьбе с наркотизацией населения. Основной механизм распространения злоупотребления наркотиками (эпидемического типа) среди молодежи. Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление, как условие позитивного управления наркоконфликтом. Факторы риска и защиты развития наркозависимой личности. Понятие наркотерроризма. Экономическое, социальное и политическое значение наркотерроризма. Понятие наркоситуации и ее типы. Показатели наркоситуации и показатели влияния на нее. Религиозные причины и истоки формирования наркоконфликта. Сущность логики наркотизма и проблема формирования антинаркотического общественного мнения. Профилактика наркопотребления среди молодежи: обзор возможных форм и моделей. Антинаркотическая политика в современной России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Международные конвенции ООН по наркотикам (характеристика, политическое и практическое значение для управления наркоконфликтом). История движения за легализацию наркотиков. Взгляды сторонников легализации и критика их сторонниками запрета потреблении наркотиков в целях опьянения. Взаимодействие антинаркотических общественных организаций со СМИ для формирования общественного мнения. Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта. Цели и принципы современной российской антинаркотической политики. Наркоконфликт в контексте социальной безопасности. Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства. Межведомственное и межсекторальное взаимодействие в процессе противодействия наркотической угрозе. Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей в современной России. Здоровьеформирующие технологии в школе в процессе противодействия наркотизации молодежи. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с позиции наркоконфликтологии. Наркополитика Европы и России: сравнительная характеристика. Наркополитика Швеции и Голландии: сравнительная характеристика. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [под ред. С. Г. Максимовой] | Наркотизация в приграничном регионе России: вызовы, риски, угрозы: монография | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | А. Г. Сидорова | Конфликтология: практикум | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | : http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/277 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ГУ по контролю за оборотом наркотиков | xn--b1aew.xn--p1ai | ||
Э2 | Информационный портал о наркомании | www.narcozona.ru | ||
Э3 | Информационно-публицистический ресурс "Нет наркотикам" | www.narkotiki.ru | ||
Э4 | Международная некоммерческая организация "Европейские города против наркотиков" | www.ecad.ru | ||
Э5 | Организация объединенных наций по наркотикам и преступности | www.unodc.org | ||
Э6 | Проект "Антинаркотический фронт" | www.proektnoegosudarstvo.ru | ||
Э7 | Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» | rg.ru | ||
Э8 | Федеральный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" | www.ecsocman.edu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office www.openoffice.org/ru/liscence.html Mozila FireFox https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/ Chrome https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://www.consultant.ru http://www.elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |