МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиакоммуникационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. филол. наук, Доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
канд. соц. наук, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиакоммуникационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение теоретических основ, принципов и механизмов функционирования медиакоммуникаций как системы, основных концепций и методов медиакоммуникаций; формирование современного понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления медиа процессов в разных сферах общественной жизни, углубление знаний в области профессиональной деятельности, обеспечения эффективного управления организацией в сфере медиакоммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5.1 Выявляет особенности политических, экономических факторов, правовых и этиче-ских норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2 При принятии профессиональных решений по подготовке текстов рекламы и связей с общественностью и (или) разработке и реализации иных коммуникационных продуктов использует выявленные тенденции развития медиакомму-никационных систем региона, страны и мира. Разрабатывает коммуникационные продукты в сфере рекламы и связей с общественностью с учетом условий функционирования конкретной медиакоммуника-ционной системы, правовых и этических норм регулирова-ния.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности тенденции развития медиакоммуникации как системы, принципы регулирования и функционирования медиакоммуникационных систем на различных уровнях, иметь представление о специфике коммуникационных продуктов в различных условиях функционирования медиакоммуникационной системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы и условия, воздействующие на медиакоммуникационные процессы и определяющие принципы разработки и функционирования коммуникационных продуктов в сфере рекламы и связей с общественностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа факторов и норм, регулирующих развитие и функционирование медиакоммуникационных систем разного уровня, разработки коммуникационного продукта, эффективно функционирующего в условиях определенной медиакоммуникационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие медиакоммуникации. Междисциплинарный характер медиакоммуникативного знания. Медиалогия Лекции 1 2 Л2.4, Л1.2
1.2. Понятие медиакоммуникации. Междисциплинарный характер медиакоммуникативного знания. Медиалогия Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.2
1.3. Современные медиа как система: понятие, структура, элементы. Типология медиасистем. Уровни медиасистем. Лекции 1 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Современные медиа как система: понятие, структура, элементы. Типология медиасистем. Уровни медиасистем. Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Медиакоммуникации в историческом аспекте. Компаративный анализ советской и российской, актуальных американской, европейской и российской медиасистем Лекции 1 2 Л2.4, Л1.2
1.6. Медиакоммуникации в историческом аспекте. Компаративный анализ советской и российской, актуальных американской, европейской и российской медиасистем Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.2
1.7. Медиакоммуникации в историческом аспекте. Компаративный анализ советской и российской, актуальных американской, европейской и российской медиасистем Практические 1 2 Л2.4
1.8. Тенденции трансформации медиа в XXI веке и современные теоретические концепции. Частнонаучные и нормативные теории медиа XXI века Лекции 1 2 Л2.4, Л1.2
1.9. Тенденции трансформации медиа в XXI веке и современные теоретические концепции. Частнонаучные и нормативные теории медиа XXI века Практические 1 2 Л2.4, Л1.2
1.10. Тенденции трансформации медиа в XXI веке и современные теоретические концепции. Частнонаучные и нормативные теории медиа XXI века Сам. работа 1 8 Л2.4, Л1.2
1.11. Современное медиапортебление. О различении понятий СМК и журналистика. Новые функции медиа. СМК в структуре свободного времени. Гедонистическая функция медиа. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.12. Современное медиапортебление. О различении понятий СМК и журналистика. Новые функции медиа. СМК в структуре свободного времени. Гедонистическая функция медиа. Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.13. Современные виды и уровни медиакоммуникаций Практические 1 4 Л2.4, Л1.5
1.14. Современные виды и уровни медиакоммуникаций Сам. работа 1 12 Л2.4, Л1.5
1.15. Структура медиакоммуникационного процесса. Модель Ласуэлла. Лекции 1 2 Л2.4, Л1.5
1.16. Компоненты медиакоммуникационного процесса. Практические 1 2 Л2.4, Л1.5, Л2.5
1.17. Медиакоммуникационный процесс. Структура. Основные компоненты. Модель Ласуэлла. Сам. работа 1 8 Л2.4, Л1.1
1.18. Уровни управления россйиским медиапространством Практические 1 2 Л2.4, Л1.2
1.19. Уровни управления россйиским медиапространством Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.2
1.20. Участники медиакоммуникационного процесса. Медиасреда и «человек коммуникационный» Лекции 1 2 Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л1.1
1.21. Характеристика аудиторий медиакоммуникаций, особенности аудитории в зависимости от социально-демографических характеристик. Практические 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1
1.22. Участники медиакоммуникационного процесса. Медиасреда и «человек коммуникационный». Характеристика аудиторий медиакоммуникаций Сам. работа 1 8 Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л1.1
1.23. Барьеры медиакоммуникаций: технические, психологические, социальные. Нарушение коммуникативных норм в практике современной медиакоммуникации Лекции 1 2 Л2.4, Л1.3
1.24. Барьеры медиакоммуникаций: технические, психологические, социальные. Нарушение коммуникативных норм в практике современной медиакоммуникации Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.3
1.25. Агрессивность в медиакоммуникации Практические 1 2 Л2.4, Л1.5, Л1.2
1.26. Агрессивность в медиакоммуникации Сам. работа 1 6 Л2.4, Л1.5, Л1.2
1.27. Мультимедийность в медиакоммуникации Лекции 1 2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.28. Мультимедийность в медиакоммуникации Практические 1 2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.29. Мультимедийность в медиакоммуникации Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.30. Трансляция смыслов и понятие эффектов медиакоммуникаций Лекции 1 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.31. Трансляция смыслов и понятие эффектов медиакоммуникаций Практические 1 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.32. Трансляция смыслов и понятие эффектов медиакоммуникаций Сам. работа 1 8 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.33. Условия эффективной медиакоммуникации. Способы измерения эффектов и эффективности медиакоммуникации. Практические 1 2 Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л2.5, Л1.1
1.34. Условия эффективной медиакоммуникации. Способы измерения эффектов и эффективности медиакоммуникации. Сам. работа 1 6 Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Е.Л. Вартанова Медиасистема России: , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Чумиков, Александр Николаевич Медиарилейшнз: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.4 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л1.5 под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев Медиа: введение : учебник М.: Юнити-Дана, 2015. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию.: учебное пособие М.: Аспект-Пресс, 2004
Л2.2 В. Б. Попов Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений М.: Финансы и статистика, 2007
Л2.3 Марченко И.О. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
Л2.5 под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой Медиаисследования, 2014: [сб. науч. работ]: изд-во АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Медиакоммуникационные системы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.