Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.06.01. Социологические науки |
Направленность | Социальная структура, социальные институты и процессы |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z39_06_01_Соц-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 8 | 8 | 18 | 18 |
Практические | 14 | 14 | 10 | 10 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 27 | 27 | 66 | 66 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 27 | 27 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных для социологического исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
УК-3 | готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач |
УК-6 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-3 | способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования и к их развитию, к совершенствованию информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности |
ОПК-4 | способностью определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта |
ОПК-5 | способностью самостоятельно проводить научные социологические исследования с использованием современных методов моделирования процессов, явлений и объектов, математических методов и инструментальных средств |
ПК-1 | способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук,новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального и прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
ПК-2 | способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
ПК-3 | способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами |
ПК-4 | способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать правила формулирования целей и задач научного исследования для разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Знать основные статистические техники и процедуры первичной обработки данных, двумерного анализа, алгоритм статистического вывода. Иметь общие представления о многомерных методах статистической обработки, процедурах качественного анализа, их использования в процессе разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Осознавать влияние методологии на исследовательский процесс. Знать перспективы развития количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений. Знать особенности применения современных технологий обработки данных и визуализации результатов исследования, в том числе интерактивных приложений. Знать существующие программы статистической обработки данных, их возможности и ограничения, использование в отечественной и зарубежной практике разработки и оценки качества социальных услуг. Способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития. Основы и принципы написания научных статей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований Уметь применять на практике методы статистического анализа данных, в том числе эксплораторные методы, методы проверки статистических гипотез. Уметь выбрать адекватные методы визуализации полученных результатов. Формулировать в ходе анализа данных результатов социологического исследования сложные исследовательские вопросы, для ответа на которые требуется привлечение более трех переменных, в том числе специально создаваемых для исследовательских целей. Привлекать для доказательства статистических гипотез разнообразные методы с учетом целей и задач исследования. Уметь ставить конкретные научно-прикладные задачи по конструированию и реализации технологий оказания социальных услуг и решать их с помощью обширного арсенала статистических методов, в том числе методов многомерного анализа данных, статистического моделирования, качественных методов. Использовать наиболее современные и адекватные имеющимся данным методы визуализации и представления результатов научного исследования. Планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Самостоятельно анализировать и готовить к публикации научные статьи. Уметь работать в российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками анализа и передачи знаний в области истории и философии науки и способностью применять знания в социологических науках. Способностью определить дизайн исследования, основные методы, техники и процедуры обработки и анализа данных. Владеть навыками обработки и анализа данных (анализ описательных статистик, простая модификация данных). Методами статистического вывода в двумерном анализе (корректный выбор параметрических или непараметрических методов с учетом природы данных, целей и задач исследования). Владеть навыками более сложной модификации данных (создания новых переменных на основе формул, сложной перекодировки, взвешивания и т.д.). Владеть навыками обработки больших массивов данных, привлечения для анализа большого числа переменных одновременно. Владеть основными навыками многомерного анализа данных, включающего более двух переменных. Владеть основными техниками и процедурами кодирования текстов и аналитического описания. Владеть количественными и качественными методами обработки и интерпретации данных социологического исследования, в том числе методами вывода теории из качественных эмпирических данных, создания многомерных моделей. Владеть навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития. Владеть навыками проведения социологических исследований с использованием новых методов. Владеть навыками совершенствования информационных технологий при решении задач в преподавательской, научно-исследовательской деятельности. Владеть готовностью и способностью самостоятельно проводить и транслировать свои умения и навыки проведения фундаментальных исследований социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения. Владеть навыками использования современных методов социологического исследования с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий и математико-статистического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование | ||||||
1.1. | Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование | Практические | 3 | 4 | ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
1.3. | Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Отбор и модификация данных количественного анализа | ||||||
2.1. | Отбор и модификация данных количественного исследования | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Отбор и модификация данных количественного исследования | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
2.3. | Отбор и модификация данных количественного исследования | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
Раздел 3. Первичные описательные статистики и частотный анализ | ||||||
3.1. | Первичные описательные статистики и частотный анализ | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
3.2. | Первичные описательные статистики и частотный анализ | Практические | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.1 |
3.3. | Первичные описательные статистики и частотный анализ | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 4. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода | ||||||
4.1. | Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода | Лекции | 4 | 4 | ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
4.2. | Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3 | Л1.1 |
Раздел 5. Многомерные методы и основы математического моделирования | ||||||
5.1. | Многомерные методы и основы математического моделирования | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-4, УК-2 | Л1.1 |
5.2. | Многомерные методы и основы моделирования | Практические | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-3 | Л1.1 |
5.3. | Многомерные методы и основы математического моделирования | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 6. Анализ данных качественного исследования | ||||||
6.1. | Анализ данных качественного исследования | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-4 | |
6.2. | Анализ данных качественного исследования | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
6.3. | Анализ данных качественного исследования | Практические | 4 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 7. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования | ||||||
7.1. | Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | Л1.1 |
7.2. | Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2, УК-3, УК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС прилагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крыштановский, А.О. | Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов | Москва, 2007 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R | r-analytics.blogspot.ru | ||
Э2 | Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics | www.spsstools.ru | ||
Э3 | Сайт Европейского социального исследования в России | www.ess-ru.ru | ||
Э4 | Архив данных Фонда «Общественное мнение» | fom.ru | ||
Э5 | База социологических данных ВЦИОМ | wciom.ru | ||
Э6 | Единый архив социологических и экономических данных | sophist.hse.ru | ||
Э7 | Сайт Института социологии РАН | www.isras.ru | ||
Э8 | Сайт научной библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э9 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э10 | Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | www.ecsocman.edu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint, программа для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных http://wciom.ru/database/ - База социологических данных ВЦИОМ http://fom.ru/ - Архив данных Фонда «Общественное мнение» http://www.ess-ru.ru/ - Сайт Европейского социального исследования в России http://www.spsstools.ru/ - Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics http://r-analytics.blogspot.ru/ - Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Аспирантам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Аспирантам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Аспирантам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |