МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обработка и интерпретация данных социологического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 14 14 10 10 24 24
Сам. работа 39 39 27 27 66 66
Часы на контроль 9 9 27 27 36 36
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обработка и интерпретация данных социологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных для социологического исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3 готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-3 способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования и к их развитию, к совершенствованию информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4 способностью определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта
ОПК-5 способностью самостоятельно проводить научные социологические исследования с использованием современных методов моделирования процессов, явлений и объектов, математических методов и инструментальных средств
ПК-1 способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук,новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального и прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
ПК-2 способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
ПК-3 способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
ПК-4 способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать правила формулирования целей и задач научного исследования для разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Знать основные статистические техники и процедуры первичной обработки данных, двумерного анализа, алгоритм статистического вывода. Иметь общие представления о многомерных методах статистической обработки, процедурах качественного анализа, их использования в процессе разработки и реализации технологий оказания социальных услуг.
Осознавать влияние методологии на исследовательский процесс. Знать перспективы развития количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений.
Знать особенности применения современных технологий обработки данных и визуализации результатов исследования, в том числе интерактивных приложений. Знать существующие программы статистической обработки данных, их возможности и ограничения, использование в отечественной и зарубежной практике разработки и оценки качества социальных услуг.
Способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития.
Основы и принципы написания научных статей.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований
Уметь применять на практике методы статистического анализа данных, в том числе эксплораторные методы, методы проверки статистических гипотез. Уметь выбрать адекватные методы визуализации полученных результатов.
Формулировать в ходе анализа данных результатов социологического исследования сложные исследовательские вопросы, для ответа на которые требуется привлечение более трех переменных, в том числе специально создаваемых для исследовательских целей. Привлекать для доказательства статистических гипотез разнообразные методы с учетом целей и задач исследования.
Уметь ставить конкретные научно-прикладные задачи по конструированию и реализации технологий оказания социальных услуг и решать их с помощью обширного арсенала статистических методов, в том числе методов многомерного анализа данных, статистического моделирования, качественных методов. Использовать наиболее современные и адекватные имеющимся данным методы визуализации и представления результатов научного исследования.
Планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Самостоятельно анализировать и готовить к публикации научные статьи.
Уметь работать в российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками анализа и передачи знаний в области истории и философии науки и способностью применять знания в социологических науках.
Способностью определить дизайн исследования, основные методы, техники и процедуры обработки и анализа данных. Владеть навыками обработки и анализа данных (анализ описательных статистик, простая модификация данных). Методами статистического вывода в двумерном анализе (корректный выбор параметрических или непараметрических методов с учетом природы данных, целей и задач исследования).
Владеть навыками более сложной модификации данных (создания новых переменных на основе формул, сложной перекодировки, взвешивания и т.д.). Владеть навыками обработки больших массивов данных, привлечения для анализа большого числа переменных одновременно. Владеть основными навыками многомерного анализа данных, включающего более двух переменных. Владеть основными техниками и процедурами кодирования текстов и аналитического описания.
Владеть количественными и качественными методами обработки и интерпретации данных социологического исследования, в том числе методами вывода теории из качественных эмпирических данных, создания многомерных моделей.
Владеть навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития.
Владеть навыками проведения социологических исследований с использованием новых методов.
Владеть навыками совершенствования информационных технологий при решении задач в преподавательской, научно-исследовательской деятельности.
Владеть готовностью и способностью самостоятельно проводить и транслировать свои умения и навыки проведения фундаментальных исследований социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
Владеть навыками использования современных методов социологического исследования с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий и математико-статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование
1.1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1
1.2. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Практические 3 4 ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
1.3. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Отбор и модификация данных количественного анализа
2.1. Отбор и модификация данных количественного исследования Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л1.1
2.2. Отбор и модификация данных количественного исследования Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
2.3. Отбор и модификация данных количественного исследования Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
Раздел 3. Первичные описательные статистики и частотный анализ
3.1. Первичные описательные статистики и частотный анализ Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
3.2. Первичные описательные статистики и частотный анализ Практические 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1
3.3. Первичные описательные статистики и частотный анализ Сам. работа 3 14 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1
Раздел 4. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода
4.1. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Лекции 4 4 ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
4.2. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1
4.3. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Сам. работа 4 9 ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3 Л1.1
Раздел 5. Многомерные методы и основы математического моделирования
5.1. Многомерные методы и основы математического моделирования Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-4, УК-2 Л1.1
5.2. Многомерные методы и основы моделирования Практические 4 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-3 Л1.1
5.3. Многомерные методы и основы математического моделирования Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Анализ данных качественного исследования
6.1. Анализ данных качественного исследования Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-4
6.2. Анализ данных качественного исследования Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
6.3. Анализ данных качественного исследования Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1
Раздел 7. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования
7.1. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1
7.2. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования Сам. работа 4 4 УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R r-analytics.blogspot.ru
Э2 Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics www.spsstools.ru
Э3 Сайт Европейского социального исследования в России www.ess-ru.ru
Э4 Архив данных Фонда «Общественное мнение» fom.ru
Э5 База социологических данных ВЦИОМ wciom.ru
Э6 Единый архив социологических и экономических данных sophist.hse.ru
Э7 Сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э8 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э9 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э10 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint, программа для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
http://wciom.ru/database/ - База социологических данных ВЦИОМ
http://fom.ru/ - Архив данных Фонда «Общественное мнение»
http://www.ess-ru.ru/ - Сайт Европейского социального исследования в России
http://www.spsstools.ru/ - Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics
http://r-analytics.blogspot.ru/ - Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Аспирантам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Аспирантам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Аспирантам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.