МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обработка и интерпретация данных социологического исследования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 14 14 10 10 24 24
Сам. работа 39 39 27 27 66 66
Часы на контроль 9 9 27 27 36 36
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обработка и интерпретация данных социологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных для социологического исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования и к их развитию, к совершенствованию информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4: способностью определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта
ОПК-5: способностью самостоятельно проводить научные социологические исследования с использованием современных методов моделирования процессов, явлений и объектов, математических методов и инструментальных средств
ПК-1: способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук,новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального и прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
ПК-2: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
ПК-3: способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
ПК-4: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии)
УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать правила формулирования целей и задач научного исследования для разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Знать основные статистические техники и процедуры первичной обработки данных, двумерного анализа, алгоритм статистического вывода. Иметь общие представления о многомерных методах статистической обработки, процедурах качественного анализа, их использования в процессе разработки и реализации технологий оказания социальных услуг.
Осознавать влияние методологии на исследовательский процесс. Знать перспективы развития количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений.
Знать особенности применения современных технологий обработки данных и визуализации результатов исследования, в том числе интерактивных приложений. Знать существующие программы статистической обработки данных, их возможности и ограничения, использование в отечественной и зарубежной практике разработки и оценки качества социальных услуг.
Способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития.
Основы и принципы написания научных статей.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований
Уметь применять на практике методы статистического анализа данных, в том числе эксплораторные методы, методы проверки статистических гипотез. Уметь выбрать адекватные методы визуализации полученных результатов.
Формулировать в ходе анализа данных результатов социологического исследования сложные исследовательские вопросы, для ответа на которые требуется привлечение более трех переменных, в том числе специально создаваемых для исследовательских целей. Привлекать для доказательства статистических гипотез разнообразные методы с учетом целей и задач исследования.
Уметь ставить конкретные научно-прикладные задачи по конструированию и реализации технологий оказания социальных услуг и решать их с помощью обширного арсенала статистических методов, в том числе методов многомерного анализа данных, статистического моделирования, качественных методов. Использовать наиболее современные и адекватные имеющимся данным методы визуализации и представления результатов научного исследования.
Планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Самостоятельно анализировать и готовить к публикации научные статьи.
Уметь работать в российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками анализа и передачи знаний в области истории и философии науки и способностью применять знания в социологических науках.
Способностью определить дизайн исследования, основные методы, техники и процедуры обработки и анализа данных. Владеть навыками обработки и анализа данных (анализ описательных статистик, простая модификация данных). Методами статистического вывода в двумерном анализе (корректный выбор параметрических или непараметрических методов с учетом природы данных, целей и задач исследования).
Владеть навыками более сложной модификации данных (создания новых переменных на основе формул, сложной перекодировки, взвешивания и т.д.). Владеть навыками обработки больших массивов данных, привлечения для анализа большого числа переменных одновременно. Владеть основными навыками многомерного анализа данных, включающего более двух переменных. Владеть основными техниками и процедурами кодирования текстов и аналитического описания.
Владеть количественными и качественными методами обработки и интерпретации данных социологического исследования, в том числе методами вывода теории из качественных эмпирических данных, создания многомерных моделей.
Владеть навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития.
Владеть навыками проведения социологических исследований с использованием новых методов.
Владеть навыками совершенствования информационных технологий при решении задач в преподавательской, научно-исследовательской деятельности.
Владеть готовностью и способностью самостоятельно проводить и транслировать свои умения и навыки проведения фундаментальных исследований социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
Владеть навыками использования современных методов социологического исследования с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий и математико-статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование
1.1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1
1.2. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Практические 3 4 ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
1.3. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Отбор и модификация данных количественного анализа
2.1. Отбор и модификация данных количественного исследования Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л1.1
2.2. Отбор и модификация данных количественного исследования Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
2.3. Отбор и модификация данных количественного исследования Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
Раздел 3. Первичные описательные статистики и частотный анализ
3.1. Первичные описательные статистики и частотный анализ Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
3.2. Первичные описательные статистики и частотный анализ Практические 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1
3.3. Первичные описательные статистики и частотный анализ Сам. работа 3 14 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1
Раздел 4. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода
4.1. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Лекции 4 4 ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
4.2. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1
4.3. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Сам. работа 4 9 ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3 Л1.1
Раздел 5. Многомерные методы и основы математического моделирования
5.1. Многомерные методы и основы математического моделирования Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-4, УК-2 Л1.1
5.2. Многомерные методы и основы моделирования Практические 4 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-3 Л1.1
5.3. Многомерные методы и основы математического моделирования Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Анализ данных качественного исследования
6.1. Анализ данных качественного исследования Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-4
6.2. Анализ данных качественного исследования Сам. работа 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1
6.3. Анализ данных качественного исследования Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1
Раздел 7. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования
7.1. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1
7.2. Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования Сам. работа 4 4 УК-2, УК-3, УК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru
Э2 Научная электронная библиотека http://elibrary.ru
Э3 Сайт научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э4 Сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru
Э5 Единый архив социологических и экономических данных http://sophist.hse.ru
Э6 База социологических данных ВЦИОМ http://wciom.ru/database/
Э7 Архив данных Фонда «Общественное мнение» http://fom.ru/
Э8 Сайт Европейского социального исследования в России http://www.ess-ru.ru/
Э9 Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics http://www.spsstools.ru/
Э10 Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R http://r-analytics.blogspot.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint, программа для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
http://wciom.ru/database/ - База социологических данных ВЦИОМ
http://fom.ru/ - Архив данных Фонда «Общественное мнение»
http://www.ess-ru.ru/ - Сайт Европейского социального исследования в России
http://www.spsstools.ru/ - Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics
http://r-analytics.blogspot.ru/ - Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Аспирантам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Аспирантам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Аспирантам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.