МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности социального поведения русских
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Особенности социального поведения русских

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2014г. №33786)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить особенности поведения русских людей с целью формирования толерантного отношения к другим этносам и нациям, а также для успешной адаптации в условиях проживания и обучения в России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
ПК-16: владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социокультурную специфику России;
особенности межличностного общение в России;
способы толерантного общения в условиях проживания в другой стране;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике в процессе проживания знаний социокультурной специфики России;
успешно реализовать особенности межличностного общения в России;
применять на деле способы толерантного общения в условиях проживания в другой стране.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Навыки применения на практике знаний социокультурной специфики России;
Навыки успешного использлвания особенностей межличностного общения в России;
Навыки и способы толерантного общения в условиях проживания в другой стране.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы особенностей социального поведения русских
1.1. Введение в изучение специфики социального повелдения русских. Миф о "загадочной русской душе". Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.2. Общечеловеческие и специфические ценности россиян. Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Русский народ в русских пословицах. Социокультурнаые особенности. Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности национальной культуры, психологии и ментальности россиян. Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.5. Обычаи русского народа, его предпочтения и табу Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.6. Общечеловеческие и специфические ценности россиян. Практические 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.7. Культурные барьеры в общении сроссиянами и как их преодолевать. Практические 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.8. Социально-этические особенности ценностей россиян. Практические 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.9. Кроскультурный анализ русской ментальности Практические 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.10. Отличия западной и восточной ментальности. Специфика российской ментальности. Практические 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.11. Любовь к Родине как специфика русского человекаю Практические 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.12. православно-государственный элемент русского патриотизма. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.13. Чувство юмора, как национальная особенность россиян. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.14. Русские анекдоты как специфический анциональный жанр. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.15. Киноискусство в росси как культурный фон нации. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.16. Феномен "счастьч" в русских пословицах. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.17. Рсские писатели в контексте проблемы поиска счастья. Пушкин. Достоеский. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.18. Кросскультурный анализ понимания счастья у русских и других наций. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.19. Сострадание и доброта как специфическая черта русского народа. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.20. Специфика невебального поведения русских как отраежение их ментальности Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.21. Коллективные праздники. Коллективизм. Соборность как специфическая черта русских. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.22. Специфика коммуникаций руууских людей. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.23. традиционные этнокультурные особенности русских Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.24. Материальная культура и образ жизни русских Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Специфика менталитета русских людей.
2. Идея о «загадочной русской душе
3. Образе жизни и ментальности русских
4. Специфические черты русского характера или образа жизни.
5. Национальные традиции россиян.
6. Этническое своеобразие психики русского человека.
7. Коллективизм, как специфическая черта русских.
8. Специфика бытового поведения русских.
9. Мрачное выражение лица русских, отсутствие улыбки: мифы и реальность.
10. Своеобразие русского характера.
11. Миф, стереотип о «загадочности «русской души».
12. Сходства и различия ментальности и стереотипов поведения русских и других народов.
13. Что объединяет россиян с другими народами.
14. Этнических особенности русской цивилизации.
15. Образ жизни, правила социального поведения россиян.
16. Жизненные установки россиян и их ментальность
17. Коллективизм, как национальная специфика россиян.
18. Национальная специфика правосознания россиян.
19. Специфика отношения россиян к свободе.
20. Специфика отношения россиян к собственности.
21. Специфика отношения россиян к морали.
22. Специфика отношения россиян к пьянству.
23. Этнопсихологические особенности и ментальность русского народа.
24. Общечеловеческие и национальные ценности русских.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Миф, стереотип о «загадочности «русской души».
Сходства и различия ментальности и стереотипов поведения русских и других народов.
Что объединяет россиян с другими народами.
Этнических особенности русской цивилизации.
Образ жизни, правила социального поведения россиян.
Жизненные установки россиян и их ментальность
Коллективизм, как национальная специфика россиян.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС дисциплины представлен:
Вопросами для семинаров, коллоквиумов
Комплектами заданий для контрольных работ
Темами для рефератов или аналитических обзоров
Темами докладов и сообщений.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 https://e.lanbook.com/book/85941
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеева А.В. Русские : стереотипы поведения, традиции, ментальность: Издательство "ФЛИНТА", 2017 https://e.lanbook.com/book/91596
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.