Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | Креативные индустрии и менеджмент в сфере искусства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 50_04_03_КИиМвСИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цели дисциплины: - приобщить студентов к трудам выдающихся авторов художественной критики; - обучить анализу критических статей для приобртения собственного опыта их написания. Задачи дисциплины: - изучить виды и жанры художественной критики и историю их становления; - выявить новые тенденции художественной критики XX-XXI вв.; - показать роль художественного вкуса в профессиональном суждении об искусстве; - изучить проблемы формирования художественных школ в отечественной и зарубежной критике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ПК-3 | Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о месте критики в художественной культуре; - предпосылки возникновения отечественной и зарубежной художественной критики; - о видах и жанрах художественной критики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать первые труды по художественной критике отечественных авторов; - анализировать особенности взаимодействия художественной критики, истории искусства и искусствоведения; - писать рецензии на выставки, книги и статьи в периодической печати. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - анализом критической статьи выдающихся критиков прошлого и современности; - выступления в местной пероиодической печати в статьях и очерках о выставках с анализом экспозиции и творческими портретами художников; - работы с современными информационными ресурсами и компьютерными технологиями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественная критика как общественное явление | ||||||
1.1. | Ведение. Предмет и задачи курса. Историография вопроса.Художественная критика как общественное явление.Место критики в мире художественной культуры. Научно-публицистическая природа критической деятельности. Проявление субъективного и границы субъективного. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
1.2. | Изучение лекционного материала и дополнительной литературы | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
1.3. | Виды и жанры художественной критики. Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Периодизация истории художественной критики. История европейского искусствознания. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
1.4. | Виды и жанры художественной критики. | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
1.5. | Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 2. У истоков отечественной художественной критики. История русской критики XVIII в. | ||||||
2.1. | Противостояние различных тенденций в искусстве второй половины XVII в. XVIII в. - процесс оформления русской мысли об искусстве. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
2.2. | Процесс оформления русской мысли об искусстве. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
2.3. | У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы) | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
2.4. | У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы) | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
2.5. | Роль Российской Академии художеств в становлении отечественной художественной критики XVIII - первой половины XIX в. | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 3. Формирование художественных коллекций в России в XVIII-XIX вв. как базы для развития критической художественной мысли. История русской критики XIX- начала ХХ вв. | ||||||
3.1. | Основные направления художественной критики в русских журналах первой четверти XIX в. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
3.2. | Коллекция Н.Б. Юсупова. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками). | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
3.3. | Формирование русской критической мысли на базе Отечественного музейного строительства.Проблема формирования художественных школ в отечественной художественной критике. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
3.4. | Формирование художественных коллекций Сибири в XIX-начале XX вв. | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
3.5. | И.В. Репин и критика. В.В. Стасов (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками). | Сам. работа | 2 | 5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 4. История русской критики ХХ в. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни. | ||||||
4.1. | Тенденции развития советской художественной критики в середине XX века. Тенденции развития советской художественной критики во второй половине XX века. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
4.2. | Тенденции развития советской художественной критики в 20-30-х годах XX века | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
4.3. | Тенденции развития советской художественной критики в 20-30-х годах XX века | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
4.4. | Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками. Написание статьи. Подготовка к зачету. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
Л2.2 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | История художественной критики: методические рекомендации и программа курса | АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | "Родинки на карте: провинциальная Россия XXI в . в фотоискусстве" - проект автор В.Клям, участник доктор исторических наук И.В.Октябрьская, доктор искувсствоведения Т.М.Степанская. - режим доступа: http://rodinki.newsib.ru | |||
Э2 | Государственный художественный музей Алтайского края. - режим доступа: http://muzei.ab.ru | |||
Э3 | Museu nacional d`art de Catalunya. - режим доступа: http://www.mnac.cat | |||
Э4 | Государственный Эрмитаж. - режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э5 | Русский музей. - режим доступа: http://rusmuseum.ru | |||
Э6 | Курс "Художественная критика" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows; Power Point; Microsoft Office; Windows Media Center; 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; 6. Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |