МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная критика (семинар-практикум)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 196
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 196 196 196 196
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доц., Пешков Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная критика (семинар-практикум)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
- приобщить студентов к трудам выдающихся авторов художественной критики;
- обучить анализу критических статей для приобртения собственного опыта их написания.
Задачи дисциплины:
- изучить виды и жанры художественной критики и историю их становления;
- выявить новые тенденции художественной критики XX-XXI вв.;
- показать роль художественного вкуса в профессиональном суждении об искусстве;
- изучить проблемы формирования художественных школ в отечественной и зарубежной критике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности, осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства;
ПК-3 Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о месте критики в художественной культуре;
- предпосылки возникновения отечественной и зарубежной художественной критики;
- о видах и жанрах художественной критики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать первые труды по художественной критике отечественных авторов;
- анализировать особенности взаимодействия художественной критики, истории искусства и искусствоведения;
- писать рецензии на выставки, книги и статьи в периодической печати.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализом критической статьи выдающихся критиков прошлого и современности;
- выступления в местной пероиодической печати в статьях и очерках о выставках с анализом экспозиции и творческими портретами художников;
- работы с современными информационными ресурсами и компьютерными технологиями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественная критика как общественное явление
1.1. Ведение. Предмет и задачи курса. Историография вопроса.Художественная критика как общественное явление.Место критики в мире художественной культуры. Научно-публицистическая природа критической деятельности. Проявление субъективного и границы субъективного. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение лекционного материала и дополнительной литературы Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Виды и жанры художественной критики. Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Периодизация истории художественной критики. История европейского искусствознания. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Виды и жанры художественной критики. Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. У истоков отечественной художественной критики. История русской критики XVIII в.
2.1. Противостояние различных тенденций в искусстве второй половины XVII в. XVIII в. - процесс оформления русской мысли об искусстве. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Процесс оформления русской мысли об искусстве. Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.3. У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы) Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. У истоков отечественной художественной критики. М.В. Ломоносов. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы) Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Роль Российской Академии художеств в становлении отечественной художественной критики XVIII - первой половины XIX в. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Формирование художественных коллекций в России в XVIII-XIX вв. как базы для развития критической художественной мысли. История русской критики XIX- начала ХХ вв.
3.1. Основные направления художественной критики в русских журналах первой четверти XIX в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Коллекция Н.Б. Юсупова. (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками). Сам. работа 2 28 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Формирование русской критической мысли на базе Отечественного музейного строительства.Проблема формирования художественных школ в отечественной художественной критике. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Формирование художественных коллекций Сибири в XIX-начале XX вв. Практические 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.5. И.В. Репин и критика. В.В. Стасов (Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками). Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. История русской критики ХХ в. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни.
4.1. Тенденции развития советской художественной критики в середине XX века. Тенденции развития советской художественной критики во второй половине XX века. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Тенденции развития советской художественной критики в 20-30-х годах XX века Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Тенденции развития советской художественной критики в 20-30-х годах XX века Практические 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.4. Изучение лекционного материала и дополнительной литературы. Работа с источниками. Написание статьи. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Зачет 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л2.2 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. История художественной критики: методические рекомендации и программа курса АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "Родинки на карте: провинциальная Россия XXI в . в фотоискусстве" - проект автор В.Клям, участник доктор исторических наук И.В.Октябрьская, доктор искувсствоведения Т.М.Степанская. - режим доступа: http://rodinki.newsib.ru
Э2 Государственный художественный музей Алтайского края. - режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э3 Museu nacional d`art de Catalunya. - режим доступа: http://www.mnac.cat
Э4 Государственный Эрмитаж. - режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э5 Русский музей. - режим доступа: http://rusmuseum.ru
Э6 Курс "Художественная критика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows;
Power Point;
Microsoft Office;
Windows Media Center;
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
6. Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.