МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная геронтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная геронтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе старения. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц старших возрастных групп; проанализировать дифференциацию важнейших факторов и условий адаптации лиц пожилого и старческого возраста; возможные пути социальной адаптации лиц пожилого и старческого возраста.
Представить анализ социально-психологических изменений, связанных с нормальным старением. Рассмотрены психологические и социальные проблемы пожилых людей, их семейное окружение, методы психологической помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы социальной геронтологии
социальную и социально-психологическую характеристики представителей пожилого и старческого возраста
проблемы старших возрастных групп на индивидуально-личностном, групповом и институциональном уровнях
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать социально-психологические изменения в старшем возрасте и социально-психологический статус лиц пожилого и старческого возраста
оценивать проблемы в молодежной среде и в среде лиц старшего возраста, вырабатывать организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи и лиц пожилого возраста, умением организовать информационное обеспечение молодежи и пожилых людей по реализации социальной и молодежной политики, взаимодействие со средствами массовой информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями анализа развития в молодом возрасте и старшем возрасте на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
практическими навыками по использованию современных психодиагностических методик при работе с лицами пожилого и старческого возраста и молодого возраста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет и задачи социальной геронтологии Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет и задачи социальной геронтологии Практические 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Предмет и задачи социальной геронтологии Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Практические 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Продолжительность этой непродолжительной жизни Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Продолжительность этой непродолжительной жизни Практические 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Продолжительность этой непродолжительной жизни Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Практические 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста Практические 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста Практические 7 1 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста Практические 7 1 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хисматуллина З. Н. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра лекционных, презентационных материалов Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.