МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная и национальная безопасность молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная и национальная безопасность молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о сфере безопасности человека, общества и государства в условиях развития России и глобальных изменений в мире, показать особенности политики государства в области социальной и национальной безопасности молодежи и защиты её интересов, а также возможности противостояния угрозам безопасности личности, общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
ПК-8 Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и категории социальной и национальной безопасности, основные принципы обеспечения национальной безопасности. Базовые и инновационные области социологического изучения социальной и национальной безопасности, эффективные способы подготовки отчетов, аннотаций, рефератов с использованием современных информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; определить место социальной безопасности молодежи в системе национальной безопасности, выявить факторы, определяющие состояние безопасности молодежи в современном российском обществе, определить уровни обеспечения социальной и национальной безопасности молодежи.
Использовать необходимые научные документы в своей деятельности по подготовке отчетов о нир, аннотаций, рефератов по молодежной тематике в области социальной и национальной безопасности молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Профессиональными навыками анализа современных проблем социальной и национальной безопасности молодежи, постановки и решения задач по обеспечению безопасности молодежи в российском обществе, навыками работы с официальными документами и научными текстами по безопасности. Навыками анализа механизмов регулирования социальной и национальной безопасности молодежи, используя при написании отчетов, аннотаций статей, рефератов в профессиональной деятельности по работе с молодежью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы социальной и анциональной безопаснсти молодежи
1.1. Глобальные изменения и социальная безопасность Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Методологические основы общей теории национальной безопасности Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Система национальной безопасности Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Обеспечение национальной безопасности России Лекции 8 4 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Геополитические условия обеспечения национальной безопасности России Лекции 8 2 ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Глобальные изменения и социальная безопасность Сам. работа 8 6 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Методологические основы общей теории национальной безопасности Практические 8 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Система национальной безопасности Практические 8 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Обеспечение национальной безопасности России Практические 8 8 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Обеспечение национальной безопасности России Практические 8 8 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Геополитические условия обеспечения национальной безопасности России Сам. работа 8 14 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Экологическая безопасность Сам. работа 8 19 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Экзамен 8 27 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к экзамену
Источники и показатели социальной опасности.
Гуманистическая модель безопасности.
Понятие политической безопасности.
Показатели экономической безопасности.
Понятие военной, национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности РФ.
Классификация национальной безопасности по сферам жизнедеятельности, по характеру угроз.
Понятие « концепции национальной безопасности».
Основные направления «защиты» конституционного строя России.
Структура и содержание закона РФ «О безопасности».
В чем заключаются противоречия закона и иных нормативно-правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности?
Определение понятия социальных интересов, их классификация, механизм формирования интересов.
Связь между национальными интересами и государственным управлением.
В чем суть механизма достижения баланса интересов. Почему необходимо обеспечение баланса интересов личности, общества и государства?
Понятие «угроза национальной безопасности», основные источники потенциальных военных угроз России.
Каковы наиболее опасные реальные угрозы безопасности России?
В чем заключается сущность государственной политики обеспечения национальной безопасности?
Что такое система обеспечения национальной безопасности РФ и каков ее соста?.
Состав государственных органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности России, основные задачи Совета Безопасности РФ.
Основные негосударственные субъекты обеспечения национальной безопасности России.
Основные задачи негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.
Что такое региональная и местная безопасность?
Состояние и тенденции развития правовой основы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям.
Место и роль законодательной и исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности.
Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности личности.
Проблемы уголовного права, касающиеся защиты национальной безопасности.
Меры административного воздействия, применяемые федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности.
Место и роль международного права в борьбе с преступностью и в обеспечении международной и национальной безопасности России.
Каково содержание основного принципа геополитического подхода к анализу проблем обеспечения национальной безопасности государства?
Сущность геополитического моделирования.
Характеристика основных современных геополитических моделей.
Особенности геостратегии РФ в условиях глобализации.
«Баланс сил» как теоретическая концепция и политическая практика. Объективные предпосылки формирования концепции «баланса интересов».
Внутренние и внешние аспекты включения экологической безопасности в структуру национальной безопасности.
Концепция экологической безопасности.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Основные причины глобального экологического бедствия.
Основные причины региональной экологической опасности.
Взаимосвязь между локальной, региональной и глобальной опасностью.
Что такое зоны напряженной экономической системы, экологического бедствия?
Последствия технологического и экологического кризисов.
Показатели оценки экологической безопасности.
Основные цели, направления и принципы концепции экологической безопасности.
Какова последовательность оценки риска?
Понятие информационной угрозы. Предотвращение информационных опасностей и угроз.
Рациональное использование информационных ресурсов.
Взаимодействие миграции и безопасности.
Миграция и демографическая безопасность.
Факторы, причины, условия интеллектуальной эмиграции.
Перспективы регулирования интеллектуальной эмиграции.
Подсознательный потенциал личности.
Социально-психологические аспекты обеспечения социальной безопасности.
Социально-психологические способы обеспечения информационной безопасности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов и сообщений
1. Государственная политика в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
2. Миграция как угроза экономической безопасности.
3. Последствия «утечки умов».
4. Информационная агрессия и иммунитет.
5. Россия в контексте региональной экологической безопасности.
6. Правовые аспекты психологической безопасности.
7. Духовно-нравственная безопасность.
8. Информационный ресурс как объект правоотношений.
9. Международная безопасность как фактор обеспечения национальных интересов
10. Место России в системе современных международных отношений.
11. Психологические манипуляции личностью и защита от них.
12. Нереализованные способности как психологическая угроза личности.
13. Сознательное самопрограммирование личности.
14. Психологические манипуляции как угроза информационно-психологической безопасности личности и общества.
15. Молодежь в свете национальной безопасности.
16. Проблемы техногенной безопасности.
17. Возможности криминологии в обеспечении безопасности.
18. Экономическая безопасность в сете применения информационных технологий.
19. Преступность и молодежь в аспекте проблем безопасности.
20. Социальные опасности в образовании России
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шрага М. Х., Кудря Л. И. Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей): Учебники и учебные пособия для ВУЗов ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Басыня Е.А. Сетевая информационная безопасность и анонимизация: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 [О. С. Безугляк, М. В. Бедрина] Экономическая безопасность: учеб.-метод. пособие (для бакалавров всех направлений, обучающихся по экон. спец.) [б. и.], 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Социальная и национальная безопасность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.