МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная реабилитация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная реабилитация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальная реабилитация» являются: изучить теоретические и методологические основания, как базу для технологии практической работы по организации социальной реабилитации молодежи; определить содержание и сущность социальной реабилитации молодежи; изучить основные стратегии организации социальной реабилитации; обучить практическим основам социальной реабилитации молодежи в различных учреждениях; освоить практические технологии и методики социальной реабилитации молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы занятости молодежи, проблемы трудоустройства молодежи, проблемы предпринимательства молодежи
3.2.Уметь:
3.2.1.оказывать социальную реабилитацию в проблеме занятости молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме трудоустройства молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме предпринимательства молодежи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социальной поддержки в области занятости, навыками социальной поддержки в области трудоустройства, навыками социальной поддержки в области предпринимательства и пр.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социальной реабилитации молодежи
1.1. Основные характеристики деятельности по социальной реабилитации молодежи. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Модели деятельности, связанные с социальной реабилитацией молодежи. Многовариантность подходов к социальной реабилитации молодежи. Специфика социальной реабилитации молодежи в РФ на современном этапе. Структуры по социальной реабилитации молодежи. Соотношение учебного курса с другими социологическими, социальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность организации социальной реабилитации молодежи. Состояние, опыт, возможности социально-педагогических технологий в работе с молодежью. Структура и задачи социальной службы по реабилитации молодежи. Концептуальные направления организации социальной реабилитации молодежи. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Модель развития учреждений по социальной реабилитации молодежи. Основные уровни организации службы. Организационные принципы деятельности. Многообразие форм и методов работы по социальной реабилитации. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные направления деятельности по социальной реабилитации. Объект и субъект практики социальной реабилитации молодежи. Классификация объектов в практике социальной реабилитации молодежи. Основные характеристики клиентов социальной реабилитации. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы и закономерности практики социальной реабилитации молодежи. Принципы оказания услуг по социальной реабилитации молодежи. Комплексный подход к решению социальной реабилитации молодежи в системе социальных служб для молодежи. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры по реабилитации молодежи. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
1.7. Современные подходы к изучению психологических основ социальной реабилитации молодежи. Краткий обзор достижений, исследований в области психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы с молодежью. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
1.8. Проблемы психосоциальной саморегуляции личности. Работа с личностью группы риска по обучению основам психосоциальной саморегуляции. Методические рекомендации по изучению основ проведения разных форм психосоциальной саморегуляции. Особенности технологий психосоциальной саморегуляции. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные подходы к реабилитации личности с противоправным поведением Социально педагогическая реабилитация подростков и молодежи. Реабилитационные социально-педагогические технологии. Адаптационные технологии в работе молодежью. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Психологическое консультирование как одна их технологий в социальной реабилитации молодежи. Сущность и содержание. Правовые и этические основы консультирования в социальной реабилитации Технологии социального обслуживания. Социального консультирования, посреднической деятельности, профилактики. Опеки. Попечения, реабилитации и социальной адаптации. Сам. работа 6 22 Л1.1, Л2.1
1.11. Социально-педагогические технологии в организации работы с молодежью. Цели и задачи реабилитационной работы. Общая схема социально-педагогической деятельности. Этапы социально-педагогической деятельности. Понятие «методика». Сущность методов социально-педагогической деятельности. Приемы и средства в социально-педагогической деятельностью с молодежью. Диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация. Сам. работа 6 22 Л1.1, Л2.1
1.12. Система социальной реабилитации молодежи в РФ. Основные задачи социальной реабилитации молодежи. Альтернативные подходы к социальной реабилитации молодежи. Сам. работа 6 22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Научно-исследовательский центр «Регион» www.regioncentre.ru
Э5 Вопросы психологии www.voppsy.ru
Э6 Психологические исследования – электронный журнал psystudy.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 Социальная реабилитация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.