МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные технологии в профессиональном обучении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 94 98 94
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные технологии в профессиональном обучении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка магистрантов к реализации инновационных образовательных технологий профессионального образовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы отбора инновационных образовательных технологий в профессиональном обучении, способствующих созданию условий для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
трактовки понятий «технология» и «инновационность» в профессиональном образовании;
индикаторы инновационных образовательных технологий;
классификацию инновационных образовательных технологий.


3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать инновационные технологии с целью создания условий для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
определять инновационный характер технологии образования;
осуществлять отбор инновационной технологии, соответствующей цели профессионального обучения;
использовать инновационные технологии обучения студентов туристским дисциплинам и для реализации целевых установок ФГОС ВО и СПО;
определять инновационный характер технологии образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации инновационных технологий в обучении студентов и создания условий для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
определения инновационного характера технологий профессионального образования;
реализации инновационных образовательных технологий, соответствующих образовательным целям ФГОС ВО и СПО.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Лекции 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Классификация педагогических технологий Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Технология учебного проектирования Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Личностно-ориентированная диагностика Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Технология уровневой дифференциации Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Технология адаптивного обучения Сам. работа 3 6 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Практические 3 1 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Технология концентрированного обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Интегральная технология обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Задачная технология обучения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Технология полного усвоения Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 3 6 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Технология разработки визуальных моделей Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Методика построения опорного конспекта Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 3 4 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Технология разработки логико-смысловых моделей Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Фреймовое представление знаний Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 3 2 УК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные технологии в профессиональном обучении" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html

Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Инновационные технологии в профессиональном обучении" свзано с формированием у будущих преподавателей туристских дисциплин опыта проектирования и осуществления инновационной деятельности и предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.