МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход и инновационное профессиональное образование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход и инновационное профессиональное образование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка магистранта к осуществлению преподавательской деятельности в профессиональном образовании в логике компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя;
нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;
компетенции, которыми должен владеть преподаватель профессиональной школы;
инновационные обучающие технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теорию и методологию компетентностного подхода в практической работе преподавателя;
выстраивать рабочую программу дисциплину с учетом нормативных документов, концепций, теорий, задающих компетентностный формат обучения;
реализовывать компетенции преподавателя профессиональной школы;
использовать интерактивные технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами компетентностной составляющей профессиональной культуры преподавателя высшей школы;
технологиями оценки, формирования и развития компетенций в сфере профессионального образования;
основами развертывания гуманитарных практик в учебном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
1.1. Образовательные прадигмы в высшем образовании Лекции 2 1 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Образовательные прадигмы в высшем образовании Сам. работа 2 8 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Компетентность и компетенция: трактовка, соотношение Лекции 2 1 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Компетентность и компетенция: трактовка, соотношение Сам. работа 2 8 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Профессиональное образование в современных парадигмах Практические 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Профессиональное образование в современных парадигмах Сам. работа 2 8 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Педагогическая технология в компетентностном образовании
2.1. Педагогическая технология в профессиональном образовании Лекции 2 1 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Педагогическая технология в профессиональном образовании Практические 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Педагогическая технология в профессиональном образовании Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Стратегии понимания в высшей школе Практические 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Стратегии понимания в высшей школе Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Постановка и решение профессиональных задач Практические 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Постановка и решение профессиональных задач Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода
3.1. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода Лекции 2 1 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. учебное занятие в вузе как общение Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Коммуникативная компетентность студента
4.1. Формирование коммуникативной компетентности студентов Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Моделирование учебных ситуаций в диалоге Сам. работа 2 11 УК-1, ОПК-1, ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л1.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КУрс в МООDL "Компетентностный подход и инновационное профессиональноео образование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу аспирантов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений аспирантов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности. Самостоятельная работа - это индивидуальная учебная деятельность аспиантов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа аспирантов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям аспиранты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому сапиранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает аспирантам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически аспирант не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.