МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 130 127 130 127
Итого 144 141 144 141

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теорией и практикой педагогического проектирования учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-3 Способен разрабатывать программное обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ПК-4 Способен разрабатывать методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные требования, содержание методики организации и профессиональной подготовки в учебных заведениях различного уровня;
содержание основных документов государственного стандарта профессионального образования;
методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность, характеристики;
содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения;
организационно-методические основы профессионального обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных видах учебных заведений, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также обновлять ее и при необходимости разрабатывать;
отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по дисциплинам и производственному обучению;
осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса;
управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;
измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся;
проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся,
диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;
самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, пользоваться новыми информационными и образовательными технологиями;
проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийно-категориальным аппаратом дисциплины 'Методика профессионального обучения';
практическими навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции
учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях;
навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика профессионального обучения
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Современные тенденции развития профессионального образования Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Методологические основы методики профессионального обучения. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Методологические основы методики профессионального обучения. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Методологические основы методики профессионального обучения. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального обучения Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального обучения Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального обучения Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения. Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе профессионального обучения. Сам. работа 3 11 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Экзамен
2.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 48 ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Жуков Геннадий Николаевич Общая и профессиональная педагогика: Учебник ИНФРА-М, 2017 znanium.com
Л1.3 Кузнецов В.В. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Н. Ф. Голованова Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D97E1A9A-1C89-430D-920A-CC6131C542A6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс "Методика профессионального обучения" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.