МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 64 61 64 61
Итого 72 69 72 69

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 26.03.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 26.03.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование методологической культуры магистра.
Задачи освоения дисциплины:
обеспечить условия для выявления магистрантами сущностью методологического знания; способствовать овладению будущими педагогами основными видами научно-исследовательской деятельности; содействовать усвоению студентами логики научно-педагогического исследования; формировать систему основных исследовательских умений студентов; формировать комплекс ценностно-эмоциональных отношений начинающих исследователей к методологической компетентности как необходимой предпосылке успешности педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий: «методология», «методология психолого-педагогического исследования», «метод
исследования», «методика», «логика»;
основные этапы психолого-педагогического исследования;
классификации и характеристики методов психолого-педагогического педагогического исследования;
исследовательские возможности различных методов;
общую схему организации научно-педагогического исследования;
структурные компоненты теоретического познания (проблема, гипотеза, теория).
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать логику психолого-педагогического исследования;
выбирать, модифицировать и использовать методы исследования;
логически мыслить,
организовывать исследование;
проводить качественный и количественный анализ результатов исследования;
формулировать научные выводы;
литературно оформлять текст научной работы;
аргументированно строить речь,
вести полемику и дискуссию, работать с различными источниками информации, применять методы, средства и
способы получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;
формулировать тему научно-педагогического исследования;
ставить цели и задачи научно-педагогического исследования;
выделять объект и предмет научно-педагогического исследования;
формулировать гипотезу научно-педагогического исследования;
устанавливать взаимосвязь проблемы, цели, задач, объекта, предмета исследования;
выбирать вид научно-педагогического исследования в соответствии с проблемой;
анализировать информацию;
осуществлять научный поиск.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями формулирования методологического аппарата психолого-педагогического исследования;
навыками выстраивания логики психолого-педагогического исследования и реализации основных этапов научного поиска;
умениями применения методов математической статистики;
навыками подбора необходимых библиографических источников и информационных материалов по теме научно-педагогического исследования;
приемами смысловой обработки научного текста;
навыками выявления проблемных ситуаций в научном тексте;
правилами проведения диагностических процедур исследования личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологическое знание как вид педагогического знания
1.1. Сущность методологического знания Лекции 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
1.2. Исторический очерк становления методологического знания. Обоснование актуальности методологических проблем Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Научно-педагогическое исследование как вид педагогической деятельности
2.1. Общая характеритика научно-педагогического исследования Лекции 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
2.2. Типы научно-педагогических исследований Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
2.3. Принципы научно-педагогических исследований Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
2.4. Критерии качества научно-педагогических исследований Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
2.5. Современные направления развития научно-исследователькой деятельности Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Научно-исследовательская работа магистрантов
3.1. Научно-исследовательская работа студентов вуза Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
3.2. Затруднения студентов в научно-исследовательской деятельности Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
3.3. Способы развития методологической культуры педагога-исследователя Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 4. Логика научного исследования
4.1. Логика научного исследования Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
4.2. Общая характеристика основных этапов научного исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
4.3. Творчество ученого в конструировании логики исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 5. Методы научного исследования
5.1. Методы психолого-педагогического исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.2. Соотношение методов научно-исследовательской деятельности и методов обучения, воспитания Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.3. Классификация методов научного исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.4. Сравнительно-исторические методы научно-педагогического исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.5. Опросные методы в научно-педагогическом исследовании Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.6. Интервьирование как метод научно-педагогического исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.7. Тестовые диагностические методики Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.8. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.9. Педагогический эксперимент и методика разработки его программы Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.10. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.11. Модели и моделирование в научном исследовании Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
5.12. Экспертные оценки в научно-педагогических исследованиях Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 6. Методологический аппарат магистерской диссертации
6.1. Проблема, тема, объект, предмет, гипотеза научно-педагогического исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
6.2. Цель и задачи научно-педагогического исследования Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
6.3. Актуальность, новизна, понятийный аппарат научно-педагогического исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
6.4. Объективное и субъективное в методологическом аппарате магистерской диссертации Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 7. Технология научно-исследовательской работы магистрантов
7.1. Технология анализа актуальности темы и степени ее разработанности, выявления противоречия и проблемы исследования Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.2. Технология постановки цели и задач исследования,определения объекта и предмета научно-исследовательской деятельности Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.3. Способы выдвижения гипотезы, определения методологической основы и методов исследования Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.4. Определение этапов и сроков деятельности, структурирование работы. Технология формулирования названий глав и параграфов магитсрерской диссертации Сам. работа 1 2 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.5. Технология определения системы исходных теоретических положений Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.6. Технология определения задач, содержания и методики опытно-экспериментальной работы Практические 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.7. Способы прогнозирования положительных результатов опытно-экспериментальной работы и возможных негативных последствий Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.8. Технология разработки критериев и методов оценки результатов опытно-экспериментальной работы. Способы выбора экспериментальной и контрольной групп Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.9. Технология подготовки анкет, тестов, дидактических материалов Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.10. Проведение контрольных срезов Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.11. Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.12. Формулирование выводов и подведение итогов исследования. Определение путей внедрения результатов исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.13. Определение перспектив дальнейшего изучения проблемы Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.14. Организация литературного оформления результатов исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.15. Научная рецензия Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.16. Подготовка автореферата магистерской диссертации Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
7.17. Подготовка и защита магистерской диссертации Сам. работа 1 1 УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4
Раздел 8. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л1.3 В.А Ельчанинов Научное исследование и логика его развития: учеб.пособие Барнаул:Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.4 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в МООDLE "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.