МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение с листа и транспонирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость24 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 864
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 820
контроль 20
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1, 2, 3, 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 4 4 4 4 4 4 4 4 24 24
Сам. работа 204 204 136 136 136 136 172 172 172 172 820 820
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20
Итого 216 216 144 144 144 144 180 180 180 180 864 864

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение с листа и транспонирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами музыкального творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями современных отечественных композиторов
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства
ПК-5: готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста
ПК-20: способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
ПК-23: способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специальную музыкальную терминологию
основы психологии музыкального восприятия
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно исполнять партии аккомпанементов с листа
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм
навыки систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Чтение с листа и транспонирование вокального репертуара
1.1. Чтение с листа и транспонирование романсов русских композиторов Практические 1 4 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 1 102 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Чтение с листа и транспонирование романсов зарубежных композиторов Практические 1 4 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 1 102 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура мелодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 2 2 ПК-10, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 2 68 ПК-10, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения: мелодия, функциональный бас, гармоническая фигурация, педаль, контрапункт, тональный план. Практические 2 2 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 2 68 ПК-10, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Роль тембров, штрихов, регистров. Способы чтения и транспонирования и методы анализа произведения. Практические 3 1 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 46 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Определение фактуры аккомпанемента. Гармонический анализ произведения. Практические 3 1 ПК-20, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 44 ПК-20, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.13. Музыкальная форма, фактура. Голосоведение, функции, тональный, динамический план, кульминации. Практические 3 2 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.14. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 46 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара
2.1. Чтение с листа и транспонирование аккомпанементов для струнных инструментов и фортепиано Практические 4 2 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Чтение партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 4 68 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара (духовые инструменты) Практические 4 1 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 4 52 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Способы прочтения музыкального материала, выбор приемов игры. Гармонический анализ. Практические 4 1 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Чтение и транспонирование партии с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 4 52 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Форма музыкального произведения, фактура, функциональные связи,кульминационные зоны. Регистры, штрихи, тембры. Практические 5 1 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 58 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Динамический план. Практическое освоение способов переложения оркестровых партитур для фортепиано. Практические 5 1 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 57 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Чтение и транспониррование аккомпанементов инструментальных произведений (инструменты народного оркестра) Практические 5 2 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 57 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D638293C-4859-41CB-B619-D1DE3C6D541D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/517A7676-048F-4D77-A0DD-6C3EF8FA03EB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 https://e.lanbook.com/book/63061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Электронный курс в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6591
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для реализации полученных знаний в игровой практике в музыкальных произведениях различных стилей и жанров необходимо совершенствовать навык чтения с листа и транспонирования нотных текстов в различные тональности. Следует регулярно обращаться к обширному корпусу музыкально-нотной литературы с тем, чтобы расширять кругозор, развивать исполнительские навыки чтения незнакомых музыкальных текстов с листа, транспонирования музыкальных сочинений в иные тональности на разные интервалы, что может пригодиться в производственной практике.