МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языки программирования высокого уровня

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильИнформатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 57 66 57
Итого 108 99 108 99

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Скурыдин Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.ф-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Языки программирования высокого уровня

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Заведующий кафедрой д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию современных персональных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно:
• ознакомить студентов с основами теории программирования;
• привить навыки работы с различными языками программирования для создания прикладных программ;
• изложить основные принципы организации современного программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории операционных систем,
основы технологии программирования,
принципы организации современного программного обеспечения,
принципы организации алгоритмических языков высокого уровня,
принципы работы современных инструментальных сред разработки программного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы и составлять программы для решения конкретных задач из различных предметных областей,
разрабатывать программы на языках высокого уровня, используя современные инструментальные среды,
использовать знание основ программирования в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в разработке алгоритмов решения задач из различных предметных областей,
в разработке кода программ для решения задач из различных предметных областей,
в составлении программ на языках высокого уровня,
применения технологий сбора, обработки, передачи и хранения информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи дисциплины. Современные ЭВМ. Использование ЭВМ в инженерной, научной и других областях. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
1.2. Разработка алгоритмов программ. Программирование вычислительных процессов линейной и разветвляющейся структуры. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 2. Технические и программные средства современных ЭВМ. Основы алгоритмизации и программирования
2.1. Технические средства и их основные характеристики. Операционные системы. Назначение отдельных частей. Системы программирования. Среды программирования. Основные этапы разработки программного обеспечения и их поддержка в среде программирования. Критерии качества и жизненный цикл программы. Алгоритмы и программы. Принципы программирования. Языки программирования и их формальное описание. Структура программы и базовые конструкции языков высокого уровня Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
2.2. Базовые принципы программирования. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.2, Л2.5, Л2.8, Л2.3
2.3. Строки. Элементы редактирования текстовой информации. Управление экраном в текстовом режиме. Управление клавиатурой. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 3. Основные элементы языков программирования. Типизация, ввод-вывод, операции выбора
3.1. Понятие типа данных для языка программирования. Простые типы данных. Выражения и операции в языках программирования высокого уровня. Унарные и бинарные операции. Ввод-вывод и операции выбора в языках программирования высокого уровня. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
3.2. Основы программирования. Типизация, простые типы данных, ввод-вывод и операции выбора. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
3.3. Разработка алгоритмов программ. Программирование вычислительных процессов с использованием переменных различных типов. Программирование с использованием указателей. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 4. Основные элементы языков программирования. Массивы, циклы, множественный выбор
4.1. Организация множественного выбора и циклических операций в языках высокого уровня. Виды циклов. Архитектура памяти ЭВМ. Организация массивов в языках высокого уровня. Одномерные и двумерные массивы. Указатели. Работа с динамической памятью. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
4.2. Основы программирования. Массивы, циклы, множественный выбор. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
4.3. Обработка одномерных массивов. Методы сортировки. Различные варианты обхода элементов 2-мерных массивов. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 6 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 5. Основные элементы языков программирования. Работа с файлами
5.1. Понятие файла. Назначение файла. Файлы в операционных системах. Типы файлов. Файловые указатели. Операции для работы с файлами для языков программирования. Системные средства для работы с файлами. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
5.2. Основы программирования. Алгоритмы работы с массивами. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
5.3. Основы программирования. Работа с файлами. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
5.4. Работа с файлами. Обработка файлов различных типов. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 6 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 6. Основные элементы языков программирования. Программные модули. Процедуры и функции
6.1. Подпрограммы, их назначение и классификация. Формальные и фактические параметры. Передача параметров различных типов по ссылке и значению. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
6.2. Области доступности глобальных и локальных переменных. Программирование с использованием процедур и функций. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.5, Л2.8, Л2.3
6.3. Модули. Интерфейс. Организация библиотек подпрограмм. Стандартные модули. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
6.4. Основы программирования. Работа с процедурами и функциями. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
6.5. Процедуры и функции. Передача параметров по значению и ссылке. Параметры-строки и параметры-массивы. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 7. Структурное программирование. Абстрактные типы данных
7.1. Типы данных пользователя. Понятие абстрактного типа данных. Структурные типы данных. Записи. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
7.2. Списки, стеки, множества и объединения. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
7.3. Операции со структурными типами. Реализация структурных типов в языках программирования высокого уровняю Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
7.4. Абстрактные типы данных и их реализация. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
7.5. Разработка структурных типов (множества, объединения, коллекции и т. п.). Динамические переменные. Выполнение курсовой работы. Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 8. Объектно-ориентированное программирование
8.1. Представление явлений объектами. Базовые понятия объектно-ориентированного программирования. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
8.2. Атрибуты и методы объектов. Состояния объектов. Обмен сообщениями между объектами. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
8.3. Объектно-ориентированные средства распространенных языков программирования. Перегрузка функций и операций. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.1
8.4. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Инициализация объектов. Конструкторы и деструкторы. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
8.5. Основы объектно-ориентированного программирования. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.1
8.6. Программирование с использованием объектов. Разработка иерархии объектов на примере системы с меню. Использование полиморфизма при создании движущихся изображений. Выполнение курсовой работы. Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 9. Основы программирования с использованием средств операционной системы
9.1. Идеология событийного программирования. События и обмен сообщениями. Процедуры обратного вызова. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.1
9.2. Системные средства инструментальных сред. Системные вызовы. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.1
9.3. Графический интерфейс. Элементы программирования под операционную систему Windows. Подсистемы GDI и GUI. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.1
9.4. Визульное программирование под Windows. Лабораторные 3 8 ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.1
9.5. Подсистемы GUI и GDI. Управление экраном в графическом режиме Сам. работа 3 15 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 10. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачету и экзамену
1. 1. Этапы решения задачи с использованием вычислительной техники
2. Виды программной и эксплуатационной документации
3. Понятие алгоритма. Алгоритмическая система. Алгоритмизация
4. Средства записи алгоритмов. Словесная запись. Блок-схемы и структурограммы
5. Технология разработки алгоритмов
6. Базовые алгоритмические структуры
7. Парадигмы программирования. Развитие языков программирования
8. Алфавит языков программирования Pascal и С++. Структура программы на языках Pascal и С++
9. Стандартные типы данных я языках программирования Pascal и С++. Понятие опе-рации. Преобразование типов
10. Линейные и разветвленные алгоритмы в языках программирования Pascal и С++. Операторы if и множественного выбора
11. Организация циклов я языках программирования Pascal и С++. Цикл с предуслови-ем, цикл с постусловием
12. Организация циклов в языках программирования Pascal и С++. Цикл с параметром. Операторы break, continue, goto, exit
13. Создание одномерных массивов в языках программирования Pascal и С++, особен-ности работы с ними
14. Методы сортировки одномерных массивов в языках программирования Pascal и С++
15. Создание многомерных массивов в языках программирования Pascal и С++, осо-бенности работы с ними
16. Особенности сортировки матриц в языках программирования Pascal и С++
17. Строка как массив символов. Ввод/вывод строк, функции работы со строками
18. Пользовательские типы данных в языке программирования С++. Структуры – осо-бенности создания и работы. Понятие псевдонима структуры. Вложенные структу-ры, массивы структур
19. Пользовательские типы данных в языке программирования С++. Объединения и перечисления – особенности создания и работы
20. Структура жесткого диска. Файловые системы DOS и NTFS
21. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Стандартные файлы ввода/вывода. Текстовые файлы. Методы обработки текстовых файлов
22. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Двоичные файлы. Последовательный доступ к элементам двоичных файлов
23. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Произвольный доступ к элементам двоичных файлов
24. Обобщенная архитектура процессора IBM PC. Понятие об адресном пространстве, понятие о моделях памяти
25. Функции в языке программирования С++. Объявление и определение функций, па-раметры функций
26. Функции в языке программирования С++. Локальные и глобальные переменные. Строки, массивы и структуры в качестве параметров функций
27. Функции в языке программирования С++. Рекурсия. Встраиваемые функции. Пере-грузка функций, использование аргументов по умолчанию
28. Указатели в языке программирования С++. Объявление и разыменовывание указа-телей
29. Указатели в языке программирования С++. Нулевые указатели и указатели на тип Void
30. Ссылки в языке программирования С++. Резервирование памяти в куче
31. Указатели и одномерные массивы в языке программирования С++.
32. Указатели и многомерные массивы в языке программирования С++
33. Строковые указатели в языке программирования С++. Указатели и структуры в языке программирования С++
34. Указатели и функции в языке программирования С++. Способы передачи парамет-ров. Передача массивов в функцию посредством указателей
35. Указатели и функции в языке программирования С++. Строки как аргументы функций
36. Указатели и функции в языке программирования С++. Передача структур в функ-цию по указателю и по ссылке
37. Указатели и функции в языке программирования С++. Ссылка в качестве возвра-щаемого значения функции. Функции, возвращающие указатели
38. Динамические структуры данных в языке программирования С++. Понятие о са-моссылочных структурах. Формирование очереди. Формирование стека
39. Основные определения объектно-ориентированного программирования
40. Понятие о конструкторах и деструкторах в языке программирования С++. Конст-рукторы с параметрами, конструкторы по умолчанию
41. Функции и объекты в языке программирования С++. Указатели на объекты. Пере-дача объектов в функцию
42. Функции и объекты в языке программирования С++. Объекты в качестве возвра-щаемых значений. Дружественные функции
43. Перегрузка операторов в языке программирования С++. Перегрузка унарных и би-нарных операторов
44. Наследование в языке программирования С++. Основные понятия, режимы доступа к элементам базового класса
45. Виртуальные функции в языке программирования С++. Основные понятия
46. Объекты и файловые потоки в языке программирования С++. Потоковый ввод/вывод
47. Объекты и файловые потоки в языке программирования С++. Текстовые файлы
48. Объекты и двоичные файлы в языке программирования С++. Сохранение данных в двоичных файлах
49. Шаблоны и родовые функции в языке программирования С++. Основные понятия
50. Исключительные ситуации. Основные причины возникновения. Обработка исклю-чений
51. Библиотека стандартных шаблонов в языке программирования С++. Назначение, основные понятия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в Приложении (документ ФОС_Программирование.doc)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зыков С.В. Программирование. Объектно-ориентированный подход: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы: Учебник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Н.В. Волков Программирование: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Иванова Г.С. Программирование : учебник: Учебник М. : КноРус, 2017
Л2.4 Синицын С.В., Михайлов А.С., Хлытчиев О.И. Программирование на языке высокого уровня: учебник М.: Академия, 2010
Л2.5 Потопахин В.В. Современное программирование с нуля!: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2010 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л2.6 Смирнов А.А. Технологии программирования : учебно-практическое пособие [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л2.7 Незнанов А.А. Программирование и алгоритмизация: учебник М.: Академия, 2010
Л2.8 Страуструп Б. Язык программирования С++ для профессионалов: Профессиональная литература ИНТУИТ, 2006 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 П. М. Зацепин Основы программирования. Типизация, простые типы данных, ввод-вывод и операциивыбора.: методические указания по выполнению лабораторных работ. Барнаул: Издательство Флтайского государственного университета, 2009
Л3.2 П. М. Зацепин Базовые принципы программирования: Методические указания по выполнению лабораторных работ Барнаул: Издательство Алтайского госудаственного университетета, 2009
Л3.3 П. М. Зацепин Основы программирования. Массивы, циклы, множественный выбор.: Методические указания по выполнению лабораторных работ. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 2. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 3. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 4. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 5. www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 6. www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 7. www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 8. www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 9. www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 10. www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 11. news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 Курс в Мудле Языки программирования высокого уровня portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Lazarus
Условия использования: http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
Условия использования: http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Использование не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из лабораторных занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполняет изучение теоретической части работы, рассматривает представленные в описа-нии примеры решений. После получения индивидуального задания, в соответствии с рег-ламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент вы-полняет решение задания, подготавливая пояснительную записку, в которой должны быть представлены:
• формулировка задачи,
• постановка задачи,
• модель решения задачи (математическая модель),
• неформальное описание алгоритма решения задачи,
• опорный граф алгоритма решения задачи,
• функциональная декомпозиция решения,
• программный код решения задачи на двух языках программирования высокого уровня,
• результаты выполненной проверки работоспособности программ с представлением отчета о проверке,
• результаты сравнительного анализа эффективности работы программ на использо-ванных языках программирования.
После подготовки полного варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, а также проверки работоспособности написанных студентом программных кодов, студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов по теме лабораторной работы. Количество таких вопросов – не менее 7. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.
На экзамене студент получает билет с двумя теоретическими вопросами из перечня, представленного в разделе Перечень вопросов к экзамену. Кроме того, помимо двух теоре-тических вопросов студенту предлагается выполнить одно практическое задание в виде составления программы решения задачи с использованием двух языков программирования.