МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музыкальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Музыкальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об основных понятиях и направлениях современной музыкальной психологии
развитие и усиление у студентов потребности к творческой самостоятельной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы музыкально-аналитического процесса
проблемы психологии музыкальной деятельности
особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные профессиональные понятия и терминологию
использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности
осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в музыкальную психологию
1.1. Понятие музыкальной психологии. Направления музыкальной психологии Лекции 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ основных направлений музыкальной психологии Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основы психологии личности. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Классификация характеров Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Темперамент. Акцентуации характера. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Определение типов темперамента в контексте музыкальной деятельности Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности музыканта
2.1. Психология музыкального восприятия Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка сообщения на данную тему Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Понимание художественного образа в свете музыкальной психологии Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Музыкальные способности Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ структуры музыкальных способностей Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Музыкальный слух и его особенности. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Приемы и методы развития звуковысотного слуха Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.8. Музыкальная память Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.9. Изучение основной и дополнительной литературы. Приемы и методы развития звуковысотного слуха. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.10. Музыкальное воображение и мышление. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.11. Изучение основной и дополнительной литературы. Закономерности музыкальной морфологии Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.12. Психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления Практические 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.13. Изучение основной и дополнительной литературы.Психологический анализ профессиональных навыков музыкантов Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.14. Индивидуально-психологические свойства личности музыканта. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.15. Изучение основной и дополнительной литературы. Основные подходы к интерпретации музыкального произведения и стратегии музыкально-исполнительского процесса. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психология музыкального творчества
3.1. Эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Отражение различных уровней и разновидностей чувств в музыкальной деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Творчество музыканта-исполнителя Практические 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие творческих способностей через создание образно-концептуальной модели интерпретации. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Волевые особенности музыканта-исполнителя. Преодоление сценического волнения. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Уверенное поведение как неотъемлемая черта музыканта-исполнителя Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Приемы психологической подготовки к сценическому выступлению Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Подготовка сообщения на данную тему Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.9. Изучение основной и дополнительной литературы. Профессионально-творческие и психотерапевтические аспекты преодоления эмоционального стресса на эстраде. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.10. Процессы общения в музыкальной деятельности. Вербальный и невербальный язык. Психологические факторы профессионального общения Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.11. Подготовка сообщения на данную тему Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Профессиональная деятельность и ролевое поведение. Творческий климат в коллективе Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические основы обучения и воспитания музыкантов
4.1. Психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития. Лекции 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка сообщения на данную тему Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Психология индивидуальных различий. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Учитель и ученик: особенности психологии обучения. Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Подготовка сообщения на данную тему Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Методы работы с учеником, стили педагогического общения. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таллибулина М.Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие : Методическое пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Факультет искусств, Кафедра инструментального исполнительства История музыкальной педагогики: метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Курс в Moodle "Музыкальная психоллогия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к ответам на вопросы курса "Музыкальная психология" студентам нужно опираться на фундаментальные положения как музыкальной, так и возрастной, и педагогической психологии. Необходимо осуществлять анализ полученных теоретических знаний с целью применения их в практической профессиональной деятельности. Полезно активизировать научно-исследовательскую работу в рамках изучаемого курса путем подготовки устных докладов, а также выполнения заданий по каждому разделу курса.