МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыкальной педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыкальной педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общей готовности музыканта-исполнителя к педагогической деятельности в музыкально-образовательных учреждениях различного типа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы музыкальной педагогики.
1.1. Музыкальная педагогика как наука и как учебный предмет (исторический аспект) Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и зарубежных трудах Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Работа с источниками и литературой по теме, подготовка к семинару Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История становления музыкального образования и развития музыкальной педагогики в Европе.
2.1. Педагогическая мысль и музыкальная практика в раннем и позднем Средневековье Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 5 5 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Музыкальное образование эпохи Возрождения Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к устному выступлению Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Развитие западноевропейской музыкально-педагогической мысли в эпоху Просвещения Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Музыкальное образование эпохи Просвещения Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начала XIX в.в. Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Музыкально-педагогические воззрения эпохи Романтизма Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. История становления и развития музыкальной педагогики в России.
3.1. Основные этапы отечественной музыкальной педагогики и их характеристика Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Музыкальное образование русского средневековья (ХI–ХVII вв.) Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Музыкальное образование в России в ХVII – первой половине ХIХ в.в. Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ в.в. Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Музыкальное образование советского периода Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.13. Выдающиеся личности в области музыкального образования в СССР Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.14. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Современные проблемы музыкальной педагогики.
4.1. Структурная характеристика основных видов обобщения педагогического опыта педагога-музыканта Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Специфика применения общепедагогических технологий в музыкальной педагогике Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта значение, виды и методы Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Характеристика развивающего и проблемного обучения Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Особенности рассмотрения проблем музыкального образования в конце XX – начале XXI в.в. Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.10. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.11. Взаимодействие музыкального образования и различных типов музыкального творчества Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.12. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодина Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИИ XXI ВЕКА. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Слуцкая Л. Е. ; Под ред. Цыпина Г.М. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. ИЗ ОПЫТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 КУрс "История музыкальной педагогики" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.