МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История английского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 44 44 44 44 88 88
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Широких Ирина Алексеевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
История английского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История английского языка" являются научить студентов распознавать особенности языковой картины на каждом конкретном синхронном срезе, а также видеть становление языковых норм в диахроническом плане; видеть процесс развития языка как системы, осознавать взаимообусловленность всех аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики; уметь трактовать нормы и „исключения“ современного английского языка с точки зрения закономерностей его исторического развития; владеть терминологией, связанной с данным курсом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ПК-7 владением методикой предпереводческого анализа текста, способствующей точному восприятию исходного высказывания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности исторического развития как системы взаимосвязанных явлений, предопределенных лингвистическими и экстралингвистическими факторами;
особенности фонетического, лексического, грамматического строя современного английского языка при осуществлении перевода
3.2.Уметь:
3.2.1.теоретически осмысливать историю английского языка на основе методологических положений, разрабатываемых современной лингвистикой; раскрыть взаимосвязь настоящей структуры английского языка с этапами его развития;
толковать связь отдельных фонетических лексических, грамматических явлений с особенностями того или иного варианта перевода;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования знаний об особенностях истории английского языка при осуществлении профессиональной деятельности;
навыками использования знаний исторического развития всех уровней английского языка при подборе адекватного варианта перевода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Германские языки и их классификация. Проблема периодизации истории английского языка.
1.1. Введение. Германские языки и их классификация. Проблема периодизации истории английского языка. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет истории английского языка и его роль в подготовке студентов, специализирующихся в английском языке. Закономерность развития языка в неразрывной связи с историей английского народа. Понятие о законах развития языка: внешние и внутренние причины его изменения. Современные германские языки; их распространение и классификация. Проблема периодизации истории английского языка. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 12 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Древний период истории английского языка. Письменность древнеанглийского периода.
2.1. Древний период истории английского языка. Письменность древнеанглийского периода. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные исторические события древнего периода. Письменность древнеанглийского периода: рунические памятники, ларец Фрэнкса из китового уса, Рутвельский крест. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Фонемный состав языка древнеанглийского периода. Исторические закономерности звуковой системы древнеанглийского языка. Изменение в системе гласных и согласных.
3.1. Фонемный состав языка древнеанглийского периода. Исторические закономерности звуковой системы древнеанглийского языка. Изменение в системе гласных и согласных. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Фонемный состав языка. Система гласных; позиционные варианты, качественные и количественные изменения. Система согласных; позиционные варианты фрикативных согласных фонем. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 12 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Имя существительное: его классификация и грамматические категории в древнеанглийский период.
4.1. Имя существительное: его классификация и грамматические категории в древнеанглийский период. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Грамматические категории существительного в древнеанглийский период: род, число, падеж. Древняя именная классификация по основам. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 12 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Имя прилагательное: типы склонения, грамматические категории. Местоимение и его разряды в древнеанглийский период.
5.1. Имя прилагательное: типы склонения, грамматические категории. Местоимение и его разряды в древнеанглийский период. Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Типы склонения (сильное, слабое), грамматические категории прилагательного. Согласование с существительным в числе, роде и падеже. Местоимение и его разряды в древнеанглийский период. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Глагол и его подклассы. Основные грамматические категории древнеанглийских глаголов.
6.1. Глагол и его подклассы. Основные грамматические категории древнеанглийских глаголов. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
6.2. Наличие в английском языке древнего периода глаголов дух систем: сильные и слабые глаголы, их особенности. Грамматические категории глагола: лицо, число, время, наклонение. Проблема категории залога, аспекта, категории временной соотнесенности. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
6.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 14 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Характеристика синтаксического строя древнеанглийского периода.
7.1. Характеристика синтаксического строя древнеанглийского периода. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
7.2. Типы предложений, порядок слов в утвердительных и вопросительных предложениях. Особенности категории отрицания. Развитие сложного предложения. Практические 8 1 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Основные события средне- и новоанглийского периодов истории английского языка. Скандинавское и нормандское завоевания и их влияние на развитие языка.
8.1. Основные события средне- и новоанглийского периодов истории английского языка. Скандинавское и нормандское завоевания и их влияние на развитие языка. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
8.2. Скандинавское и нормандское завоевания и их влияние на развитие языка. Изменения в правописании. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Фонетические изменения в средне- и новоанглийский период: изменения гласных и согласных, Великий Сдвиг гласных.
9.1. Фонетические изменения в средне- и новоанглийский период: изменения гласных и согласных, Великий Сдвиг гласных. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.2. Изменения ударных и безударных гласных, изменение ритма слова, монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов. Изменения в системе гласных. Замена «островного варианта» латинского алфавита на его «континентальный». Практические 8 1 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 14 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Существительное и его грамматические категории. Упразднение системы склонений.
10.1. Существительное и его грамматические категории. Упразднение системы склонений. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
10.2. Завершение распада именной классификации по основам. Упрощение падежной системы склонения и замена ее предложными сочетаниями. Утрата грамматического рода. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Местоимение и его классы. Прилагательное в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка.
11.1. Местоимение и его классы. Прилагательное в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
11.2. Унификация двух типов склонения – именного и местоименного. Возникновение аналитических форм степеней сравнения. Местоимение и его классы. Становление определенного и неопределенного артикля. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Глагол в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка.
12.1. Глагол в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
12.2. Начало разрушения системы сильных глаголов. Смешение признаков чередования глаголов по классам. Унификация системы слабых глаголов по одному типу спряжения. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Развитие системы неличных форм глагола.
13.1. Развитие системы неличных форм глагола. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
13.2. Появление новых форм (герундий), особенности глагольных и именных категорий у неличных форм глагола. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Развитие синтаксической системы в средне- и новоанглийский периоды: простое и сложное предложение.
14.1. Развитие синтаксической системы в средне- и новоанглийский периоды: простое и сложное предложение. Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
14.2. Становление фиксированного порядка слов в предложении. Изменение способов выражения синтаксических связей в сторону использования предлогов. Развитие сложного предложения: система подчинения, образование новых подчинительных союзов. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
14.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 16 ОПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Германские языки и их классификация.
Проблема периодизации истории английского языка.
Древний период истории английского языка.
Письменность древнеанглийского периода.
Фонемный состав языка древнеанглийского периода.
Исторические закономерности звуковой системы древнеанглийского языка.
Изменение в системе гласных и согласных.
Имя существительное: его классификация и грамматические категории в древнеанглийский период.
Имя прилагательное: типы склонения, грамматические категории.
Местоимение и его разряды в древнеанглийский период.
Глагол и его подклассы.
Основные грамматические категории древнеанглийских глаголов.
Характеристика синтаксического строя древнеанглийского периода.

6 семестр
Основные события средне- и новоанглийского периодов истории английского языка.
Скандинавское и нормандское завоевания и их влияние на развитие языка.
Фонетические изменения в средне- и новоанглийский период: изменения гласных и согласных, Великий Сдвиг гласных.
Существительное и его грамматические категории.
Упразднение системы склонений.
Местоимение и его классы.
Прилагательное в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка.
Глагол в средне- и новоанглийский периоды истории английского языка.
Развитие системы неличных форм глагола.
Развитие синтаксической системы в средне- и новоанглийский периоды: простое и сложное предложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Телегин Л.А., Телегина Д.А., Павлычева Е.Д. История английского языка: учебное пособие для бакалавров : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Краснова Е.В. История английского языка. Староанглийский период. The History of the English Language. Old English period: учебное пособие : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История английского языка" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft
Windows 10
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://dictionary.cambridge.org/
http://engood.ru/
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
https://www.collinsdictionary.com/
https://www.merriam-webster.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс Истории английского языка предполагает проведение лекций и семинарских (практических) занятий по каждой из пройденных тем, а также по вопросам, которые остались неохваченными в курсе лекций по причине четко обозначенного количества часов, предназначенных для чтения лекций.
Лекция, как известно, один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя, в нашем случае, студента. Этот метод изложения материала популярен у преподавателей высших учебных заведений поскольку позволяет донести информацию до большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала.
Любая лекция по Истории английского языка – это устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть определенный аспект данного курса. Основное предназначение лекции: помочь студентам в освоении фундаментальных аспектов истории языка; упрощение процесса понимания этапов развития английского языка; продемонстрировать взаимосвязь курса с другими смежными дисциплинами, что предопределяет, в свою очередь, предпочтение преподавателем интерактивных лекций.
В процессе чтения лекций студентам предоставляются нужные сведения по предмету, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для улучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада. Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию и при необходимости повторить материал перед сдачей зачета по Истории английского языка.
Семинар по данному курсу предполагает одну из форм интерактивного обучения в вузе, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы. Предметом рассмотрения на занятии могут быть: лекция, доклады, рефераты.
Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные лингвистические и экстралингвистические причины того или иного изменения какого-либо уровня английского языка) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
Главные цели любого семинара по курсу История английского языка – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике (в частности, уметь объяснить нынешнее состояние лингвистической категории, используя знания об истории ее становления и развития), а также сформировать навыки научной полемики. Таким образом, на семинаре студенты сочетают простлушивание сообщений одногруппников с собственными оценочными выступлениями, учавствуют в дискуссии.
Самостоятельная работа студента в процессе освоения курса История английского языка рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда. Таким образом, самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.
Принципами организации самостоятельной работы в рамках современного образовательного процесса являются: принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий студента); принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию); принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения. В процессе самостоятельной работы настоящего курса студенты могут использовать все источники информации, имеющиеся в их распоряжении: электронные ресурсы, библиотеки, первоисточники, предложенные им преподавателем курса История английского языка.


Планы практических занятий
Seminar № 1. Classification of Germanic languages, their phonetic peculiarities
I. Data on Old Germans
1. Ancient Germanic tribes and their classification: East Germanic tribes, North Germanic tribes, West Germanic tribes.
2. Germanic alphabets
II. Phonetic peculiarities of Germanic languages
1. The First Consonant Shift.
2. Causes of the First Consonant Shift.
3. Word stress. Verner’s Law.
4. The Second Consonant Shift.

Seminar 2. Main grammatical peculiarities of German languages. Historical background of the Old English
I. Main characteristics of Germanic languages
1. Vowels.
2. Grammar.
II. Old English. Historical background
1. Pre-historic Britain.
2. Germanic settlements of Britain.
3. Old English dialects.
4. Old English manuscripts.
III. Periodisation in the history of English.

Seminar 3. Old English phonetics
I. Old English phonetics. Phonetic structure.
II. Old English alphabet.

Seminar 4. Phonetic changes in Old English vowels and consonants
I. Phonetic changes in Old English vowels:
1. Qualitative changes;
2. Quantitative changes.
II. Phonetic changes in Old English consonants.

Seminar 5. Nominal parts of speech in Old English
I. General characteristics of nominal parts of speech in Old English.
II. The noun:
1. grammatical categories: number, gender, case;
2. types of declension.
III. The pronoun: personal, demonstrative.
IV. The adjective: grammatical categories, weak and strong declensions, degrees of comparison.

Seminar 6. The verb in Old English
I. Grammatical categories of the verb.
II. Morphological classification of verbs:
1. strong verbs;
2. weak verbs;
3. minor group of verbs.

Seminar 7. Syntax in Old English
I. The phrase.
II. The sentence:
1. the simple sentence;
2. compound and complex sentences.
III. Word order.

Seminar 8. Old English vocabulary
I. General characteristics of Old English vocabulary.
II. External means of enriching vocabulary.
III. Internal means of enriching vocabulary.
Написание финального теста предполагает повтор всего материала курса: изменения фонетической системы английского языка, трансформация флективного языка (древне английский) в язык аналитического типа.


Образец финального теста по курсу история английского языка

Grammar and Phonetics in OE > ME > NE

1. Define the basic form of the verb sang
a) Infinitive b) Past Sg. c) Participle II

2. What phonetic phenomenon is it?
musi > mys a) OE fracture b) i-mutation c) palatalization

3. Define the phonetic law.
ceosan – curon a) 1-st consonant shift b) 2-nd consonant shift c) Verner’s law

4. What period does the word belong to?
slapende a) OE b) ME c) NE

5. What period does the change belong to?
ou > thou a) OE b) ME c) NE

6. I-E (non-Germanic) t corresponds to Germ. ____________ a) d b) ts c) o

7. State the stem of the noun given in the singular:
Nom. fisc Gen. fisces Dat. fisce Acc. fisc
a) n-stem b) a-stem c) root-stem

8. Define the type of the verb:
tealde a) weak verb b) strong verb c) preterite-present

9. Determine the types of the adjective declension:
oa ricostan men a) weak declension b) strong declension

10. State the pronunciation of :
ebrocode a) [j] b) [y] c) [g]

11. Define the case of the adjective:
blacum a) Nominative b) Genitive c) Dative

12. Determine the degree of comparison:
strenga a) positive degree b) comparative degree c) superlative degree

13. Define the class of the verb:
beodan – bead – budon – boden a) I b) II c) III

14. What period does the word belong to?
broughte a) OE b) ME c) NE

15. Define the type of the verb:
sculan a) preterite-present b) anomalous c) suppletive

16. The word skill is …
a) French b) Scandinavian c) native

17. State the types of declension of the plural mys
a) a-stem b) u-stem c) root-stem

18. Define the phonetic law:
a) Grimm’s Law b) Verner’s Law c) 2-nd Consonant Shift
Goth. maiza – OE mara
OE macian - OHG machen
Lat. granum - NE corn

19. Determine the phonetic change:
a) germination b) metathesis c) i-mutation
rinnan > irnan
sandjan > sendan

20. State the part of the speech of the OE word:
endes a) verb b) pronoun c) noun


Материалы итогового контроля по дисциплине
Советы по подготовке к экзамену:
При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1. Отработать и закрепить пройденный материал, знать его специфику и особенности;
2. Повторить тексты лекций, конспектов подготовки практических занятий.
3. Быть готовым реагировать на вопросы преподавателя в рамках предложенных тем.
Опыт приема экзамена выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена возникают по следующим разделам:
- несистематическое посещение занятий ведет к пробелам в изучаемом материале;
- несвоевременная сдача финального теста может привести к снижению оценки.
Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем систематически и вовремя выполнять задания, посещать лекции и практические занятия.

Перечень вопросов к экзамену по курсу история английского языка (древне английский период) V семестр

1. The subject of History of English. Language change and its causes.
2. The first Consonant Shift and its causes.
3. Verner’s Law and the Second Consonant Shift.
4. Phonetic structure of Old English and its alphabit.
5. Qualitative phonetic changes in OE vowels.
6. Quantitative phonetic changes in OE vowels.
7. Phonetic changes in OE consonants (qualitative & quantitative).
8. Grammatical categories and morphological classification of OE Nouns.
9. Morphological classification of OE Nouns. Strong declension.
10. Morphological classification of OE Nouns. Weak declension.
11. Morphological classification of OE Nouns. Root declension.
12. Grammatical categories & morphological classification of OE Verbs.
13. Morphological classification of OE Verbs. Strong Verbs.
14. Morphological classification of OE Verbs. Weak Verbs.
15. Morphological classification of OE Verbs. Minor groups of Verbs.
16. OE Adjectives and Pronouns.

Образец подготовки студентов к одному из семинарских занятий по истории английского языка: краткое изложение теоретического материала, статья по данному вопросу, практическое упражнение.
Seminar № 8
Old English vocabulary
The morphology of the verb displayed two distinct tendencies of development. It underwent considerable simplifying changes, which affected the synthetic forms and became far more complicated owning to the growth of new, analytical forms and new grammatical categories. Many markers of the grammatical forms of the verb were reduced, levelled and lost in ME and Early NE. The reduction, levelling and loss of endings resulted in the increased neutralisation of formal oppositions and the growth of homonymy.
ME forms of the verb are represented by numerous variants, which reflect dialectal differences and tendencies of potential changes. The intermixture of dialectal features in the speech of London and the literary language of the Renaissance played an important role in the formation of the verb paradigm. The simplifying changes in the verb morphology affected the distinction of the grammatical categories to a varying degree.

Number distinctions were not only preserved in ME but even became more consistent and regular. Towards the end of the period (in the 15th c. ) they were neutralised in most positions. In the 13th and 14th c. the ending –en turned into the main, almost universal marker of the pl forms of the verb. It was used in both tenses of the Indicative and Subjunctive moods. In most classes of strong verbs there was n additional distinctive feature between the sg and pl forms in the Past tense of the Indicative mood. The two Past tense stems had different root vowels. But both ways of indicating pl turned out to be very unstable. The ending –en was frequently missed out in the late 14th c. and was dropped in the 15th c. The Past tense stems of the strong verbs merged into one form.
All number distinctions were thus lost with the exception of the 2nd and 3rd p., Pres. tense Indic. Mood. The sg forms were marked by the ending –est and –eth/ -es and were formally opposed to the forms of the pl. Number distinctions in the 2nd p. existed as long as thou, the pronoun of the 2nd p. sg was used.
Thanne longen folk to goon on pilgrimages. (Chaucer, 14th c.)
(Then folks long to go on pilgrimages.)
All men make faults. (Shakespeare, 17th c.)

The differences in the forms of Person were maintained in ME, though they became more variable. The OE endings of the 3rd p. sg - - merged into a single ending –(e)th. The varian ending of the 3rd p. sg –es was a new marker first recorded in the Northern dialects. It is believed that –s was borrowed from the pl forms which commonly ended in –es in the North. It spread to the sg and began to be used as a variant in the 2nd and 3rd p., but later was restricted to the 3rd. In the early 18th c. –(e)s was more common in prevate letters than in official and literary texts, but by the end of the century it was the dominant inflection of the 3rd p. sg in all forms of speech. The use of –eth was stylistically restricted to high poetry and religiuos texts.
But my late spring no buds or blossom shew’th
Perhaps my semblance might deceive the truth. (Milton)
The ending –(e)st of the 2nd p. sg became obsolete together with the pronoun thou. The replacement of thou by you/ ye eliminated the distinction of person in the verb paradigm – with the exception of the 3rd p. of the Present tense.

Mood. Owning to the reduction of endings and levelling of forms the formal differences between the moods were also greatly obscured. In ME the homonymy of the mood forms grew. The Indicative and Subjunctive moods could no onger be distinguished in the pl, when –en became the dominant flection of the Indicative pl in the Present and Past. The reduction and loss of this ending in Early NE took place in all the forms irrespective of mood. When in the 15th c. the two Past tense stems of the strong verbs merged, all the forms of the moods in the past tense fell together with the exception of the verb to be, which retained a distinct form of the Subjunctive in the past sg – were as opposed to was.

Tenses. The distinction of tenses was presented in the verb paradigm through all historical periods. As before, the Past tense was shown with the help of the dental suffix in the weak verbs, and with the help of the root-vowel interchange – in the strong verbs. The only exception was a small group of verbs which came from OE weak verbs of Class I. In these verbs the dental suffix fused with the last consonant of the root – [t] – and after the loss of the endings the three principal forms coincided: OE settan – sette - ge-set (ed) ME seten – sette – set NE set – set – set.

Progressive forms
after A.C. Baugh and T. Cable

Among the developments as are of most significance in the language of today one of great importance concerns the verb. English is distinctly more vaired and lfexible in some of its verbal expressions than the other better-knopwn modern languages. Thus, where the French say “je chante” or the German “ich singe”, the English may say “I sing”, “I do sing”, or “I am singing”. The do-forms are often called emphatic forms, and this they sometimes are; but their most important uses are in negative and interrogative sentences. The forms with “to be” and the present participle are generally called progressive forms since their most common use is to indicate an action as beoing in progress at the time implied by the auxiliary. The wide extension of the use of progressive forms is one of the most important developments of the English verb in the modern period.
In Old English such expressions as “he was larende” (he was teaching) are occasionally found, but usually in translations from Latin. In early Middle English, progressive forms are distincly rare, and although their number increases in the course of the Middle English period, we must credit their development mainly to the period since the 16th c. The chief factor in their growth is the use of the participle as a noun governed by the preposition “on” (“he burst out on laughing”). This weakened to “he burst out a-laughing” and finally to “he burst out laughing”. In the same way “he was on laughing” became “he was a-laughing” and “he was laughing”. Today such forms are freely used in all tenses (“is laughing”, “was laughing” “will be luaghing”, etc.)
The extension of such forms to the passive (“the house is being built”) was an even later development. It belongs to the very end of the 18th c. Old English had no progressive passive. Such an expression as “the man is loved, feared, hated” is progressive only in so far as the verbs “loving, fearing, hating” imply a continuous state. But no such force attaches to “the man is killed”, which does not mean the man is being killed but indicates a completed act. The construction “the man is on laughing” was capable also of a passive significance under certain circumstances. Thus “the house is on builing” can only suggest that the house is in process of construction. This use is found from the 14th c. on, and in its weakened form the construction is not unknown today.
Colloquially, at least, we say “there is nothing doing at the mill this week.” “The dinner is cooking” and “the tea is steeping” are familiar expressions. In some parts of America one may hear “there’s a new barn a-building down the road.” When the preposition was completely lost (on builing > a-building > builing) the form became “the house is building”. Since such an expression may at times be either active or passive, it had obvious limitations. Thus “the wagon is making” is a passive, but “the wagon is making a noise” is active. And whenever the subject of the sentence is animate or capable of performing the action, the verb is almost certain to be in the active voice “the man is building a house”). With some verbs the construction was impossible in a passive sense. Thus the idea “he is always being called” could not be expressed by “he is always calling”.
In the last years of the 18th c. we find the first traces of our modern expression “the house is being built”. The combination of “being” with a past participle to form a participial phrase had been in use for some time. Shakespeare in “Hamlet” says: “which, being kept close, might mover more grief to hide.” This is thought to have suggested the new verb phrase. It seems first to have been recognized in an English grammar in 1802. As yet it is generally used only in the present and simple past tense (“is” or “was being built”). We can hardly say “the house has been being built for two years”, and we aviod saying “it will be being built next year.”
Thе history of the new progressive passive shows that English is a living amd growing thing, that its grammar is not fixed, that it will continue to change in the future as it has changed in the past, even if more slowly. If the need is felt for a new and better way of expressing an idea, we may rest reaasured that a way will be found. But it is interesting to note that even so useful a construction was at first resisted by many as an unwarranted innovation.

Test
1. The number of basic forms (stems) of strong verbs in ME reduced to _________ .
a) 3 b) 2 c) 1
2. Weak verbs in ME were becoming _________ .
a) more numerous b) less numerous
3. In NE verbs have ________ principle forms.
a) 4 b) 3 c) 2
4. What types of verbs attributed most to the formation of modern regular verbs?
a) strong b) weak c) preterite-present
5. Most borrowed verbs joined ____________ .
a) weak verbs b) strong verbs c) anomalous
6. Strong verbs in ME acquired the weak type conjugation.
a) Yes b) No c) A part of them
7. How many preterite-present verbs remained in ME?
a) 6 b) 10 c) 7
8. The most productive way of building up principle forms in ME and NE was _________ .
a) vowel gradation b) supplition c) suffixation
9. The category of Time Correlation was established in the ____________ .
a) 14 c. b) 18 c. c) 17 c.
10. Which grammatical analytical category is the latest?
a) Tense b) Time Correlation c) Aspect