МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыкальной педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 239
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 239 239 239 239
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыкальной педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общей готовности музыканта-исполнителя к педагогической деятельности в музыкально-образовательных учреждениях различного типа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы музыкальной педагогики.
1.1. Музыкальная педагогика как наука и как учебный предмет (исторический аспект) Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 4 23 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и зарубежных трудах Сам. работа 4 23 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Работа с источниками и литературой по теме, подготовка к семинару Сам. работа 4 23 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История становления музыкального образования и развития музыкальной педагогики в Европе.
2.1. Педагогическая мысль и музыкальная практика в раннем и позднем Средневековье. Развитие западноевропейской музыкально-педагогической мысли в эпоху Просвещения. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начала XIX в.в. Сам. работа 4 23 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 4 25 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Музыкальное образование эпохи Возрождения. Музыкальное образование эпохи Просвещения. Музыкально-педагогические воззрения эпохи Романтизма. Практические 4 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 4 25 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. История становления и развития музыкальной педагогики в России.
3.1. Основные этапы отечественной музыкальной педагогики и их характеристика. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ в.в. Музыкальное образование советского периода Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 4 25 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Музыкальное образование русского средневековья (ХI–ХVII вв.). Музыкальное образование в России в ХVII – первой половине ХIХ в.в. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования. Выдающиеся личности в области музыкального образования в СССР Сам. работа 4 23 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Современные проблемы музыкальной педагогики.
4.1. Структурная характеристика основных видов обобщения педагогического опыта педагога-музыканта. Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта значение, виды и методы. Особенности рассмотрения проблем музыкального образования в конце XX – начале XXI в.в. Практические 4 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 4 25 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Специфика применения общепедагогических технологий в музыкальной педагогике. Характеристика развивающего и проблемного обучения. Взаимодействие музыкального образования и различных типов музыкального творчества Сам. работа 4 24 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодина Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИИ XXI ВЕКА. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Слуцкая Л. Е. ; Под ред. Цыпина Г.М. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. ИЗ ОПЫТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Курс "История музыкальной педагогики" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.