МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой художественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. филол. наук, доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д. филол. наук, профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
История мировой художественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
ПК-15 владением международным этикетом и правилами поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода (сопровождение туристической группы, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знаковые произведенияосновных видов искусства, направлений, школ в спектре замысла, структуры, истории идеи.
Знаковые произведения разных направлений мировой художественной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Пользоваться справочными изданиями и электронными ресурсами по истории и теории искусства.
Улавливать и переводить аллюзии к различным художественным произведениям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыком комментировать явления, специфические для культуры языка при переводе.
Владеть методами интерпретации объектов мировой художественной культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "История мировой художественной культуры"
1.1. Пространство мировой художественной культуры Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Пространство мировой художественной культуры Практические 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
1.3. Чтение спец. литературы, выполнение заданий Сам. работа 4 16 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира.
2.1. Художественная культура Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
2.2. Художественная культура Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. Практические 4 4 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
2.3. Чтение спец. литературы, выполнение заданий Сам. работа 4 18 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
Раздел 3. Художественная культура Средневековья.
3.1. Художественная культура Европы, Передней и Центральной Азии. Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
3.2. Художественная культура Европы, Передней и Центральной Азии. Практические 4 4 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
3.3. Чтение спец. литературы, выполнение заданий Сам. работа 4 16 ОПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Художественная культура Возрождения.
4.1. Возрождение в странах Европы. Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
4.2. Возрождение в странах Европы. Практические 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
4.3. Чтение спец. литературы, выполнение заданий Сам. работа 4 16 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
Раздел 5. Современная мировая художественная культура.
5.1. Неореализм, постмодернизм, гиперреализм, инсталляция, графити, стакизм и др. Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
5.2. Неореализм, постмодернизм, гиперреализм, инсталляция, графити, стакизм и др. Практические 4 4 ОПК-9, ПК-15 Л1.1
5.3. Чтение спец. литературы, выполнение заданий Сам. работа 4 16 ОПК-9, ПК-15 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: Учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сомов А.И. История изящных искусств: Лекции профессора А.И. Сомова : учебное пособие издательство "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 галерея онлайн www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 галерея онлайн www.socioline.ru/node/842
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

• http://urok-kultury.ru/category/iskusstvo-mxk/ [urok-kultury.ru] - Культура и искуссво
• http://www.school.edu.ru/catalog [school.edu.ru] (мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
• http://ru.wikipedia.org/ [ru.wikipedia.org] - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
• http://www.artprojekt.ru [artprojekt.ru] - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы.
• http://www.smirnova.net/ [smirnova.net] - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства.
• http://mifolog.ru/ [mifolog.ru] - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
• http://fashion.artyx.ru/ [fashion.artyx.ru] - «Иллюстрированная энциклопедия моды» (много черно-белых иллюстраций) .
• http://100oper.nm.ru/ [100oper.nm.ru] - книга «100 опер».
• http://www.encspb.ru [encspb.ru] - энциклопедия Санкт-Петербурга.
• http://www.greekroman.ru [greekroman.ru] - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
• http://www.cbook.ru/peoples/ [cbook.ru] - электронная энциклопедия «Народы и религии мира» (тексты).
• http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html [witcombe.sbc.edu] - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам.
• http://www.huntfor.com/arthistory/ [huntfor.com] - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам.
• http://www.mhk.spb.ru/ [mhk.spb.ru] - «Мировая художественная культура», учебник для 5 класса по древнему миру, поиск по роду искусства и по регионам и цивилизациям.
• http://www.rsl.ru/ [rsl.ru] — сайт российской государственной библиотеки /Ленинка/ (новости, издания, ссылки на открытые зарубежные издания).
• http://notes.tarakanov.net/ [notes.tarakanov.net] — нотная библиотека (огромное количество нот, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов).
• http://www.eart.by.ru [eart.by.ru] — иллюстрированный словарь по искусству.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.