Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.04.02. Физика |
Профиль | Физические методы и информационные технологии в медицине |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 03_04_02_Мед-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., проф. Плотников В.А.
1.1. | Формирование у студента прогрессивного технического мышления, способности осмысленного использования фундаментальных знаний физики для решения практических задач при работе с медицинской аппаратурой, необходимых для успешного усвоения специальных дисциплин и обеспечения высокой профессиональной квалификации выпускников. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-5 | способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области компьютерных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами направленности |
ПК-1 | способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики и решать их с помощью современной аппаратуры и информационных технологий с использованием новейшего российского и зарубежного опыта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретическую основу работы с медицинской техникой; физическую основу физических факторов применяемых в медицинской техник |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выбрать подходящую диагностическую и терапевтическую медицинскую аппаратуру в зависимости от вида заболевания; пользоваться медицинской аппаратурой; дозировать и регулировать воздействие медицинской аппаратуры на организм пациента, а так же быть в курсе развития современной медицинской техники |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью предвидеть физиологическое воздействие физических факторов на организм человека |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Электромагнитные методы лечения | ||||||
1.1. | Современные технические методы и аппаратура электромагнитной коррекции функционального состояния организма | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Современные технические методы и аппаратура электромагнитной коррекции функционального состояния организма | Практические | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.3. | Электромагнитные методы лечения | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.4. | Современные технические методы и аппаратура электромагнитной коррекции функционального состояния организма | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.5. | Электромагнитные методы лечения | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Ультразвук в современной медицине | ||||||
2.1. | Области применения ультразвука в современной медицине | Лекции | 1 | 1 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Области применения ультразвука в современной медицине | Практические | 1 | 3 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
2.3. | Области применения ультразвука в современной медицине | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Лазеры в медицине | ||||||
3.1. | Примеры применения лазерного излучения в медицине | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.2. | Примеры применения лазерного излучения в медицине | Практические | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.3. | Примеры применения лазерного излучения в медицине | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Некоторые вопросы радиационной медицины | ||||||
4.1. | Основные методы радиационной медицины | Лекции | 1 | 1 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
4.2. | Основные методы радиационной медицины | Практические | 1 | 3 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
4.3. | Основные методы радиационной медицины | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Медицинские приборы и медицинские аппараты | ||||||
5.1. | Классификация медицинских приборов и аппаратов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
5.2. | Классификация медицинских приборов и аппаратов | Сам. работа | 1 | 9 | ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приводятся в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 03.03.02 ФИЗИКА и РУП не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приводится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. Г. Устинов, В. В. Поляков, Е. А. Шимко | Медицинская физика. Физические методы и приборы в диагностике и лечении: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | А.Н. Ремизов | Медицинская и биологическая физика: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федорова В.Н., Степанова Л.А. | Краткий курс медицинской и биологической физики с элементами реабилитологии.: Лекции и семинары: Учебное пособие | ФИЗМАТЛИТ, 2008 г | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Е. А. Шимко, Р. М. Утемесов | Датчики для изучения физических процессов в организме человека: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | [Е. А. Шимко и др.] | Физические основы медицинской диагностики: лаб. практикум : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Физические методы и приборы в медицине, автор Утемесов Р.М. | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office MS Office, Word, Excel, PowerPoint, Access, MS Paint Adobe Photoshop WinRAR, WinZIP Far Manager, Total Commander Internet Explorer, Google Chrome Microsoft Windows AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в различных областях. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Физические методы и информационные технологии в медицине» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Физические методы и информационные технологии в медицине» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям ; - своевременно выполнять практические задания, лабораторные работы. - своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время практических или лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий; - построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ; - обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. |