Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 127 | 127 | 127 | 127 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | расширение профессионального кругозора студентов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей |
ПК-4 | способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте |
ПК-33 | способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные стили в музыке основные этапы формирования исполнительских стилей основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох основные термины и понятия музыки как вида искусства методы организации научной работы, эксперимента актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными стилистическими приемами исполнительства методами освоения национальных музыкальных стилей навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры. | ||||||
1.1. | Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Получение навыков самостоятельной работы с нотным текстом, как с оригиналом, так и с различными редакциями. | Практические | 5 | 1 | ПК-3, ПК-4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. | Сам. работа | 5 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Знакомство с произведениями композитора. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. | Сам. работа | 5 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог. | Практические | 5 | 1 | ПК-3, ПК-4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. | Сам. работа | 5 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Знакомство с произведениями композиторов. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Эстетические воззрения западноевропейских просветителей 18 века, развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Сравнение исполнительских средств, предложенных редакторами и формулировка своего отношения к этим прочтениям. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Ранние венские классики. | ||||||
2.1. | Фортепианное искусство Й.Гайдна. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики | ||||||
3.1. | Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Р.Шуман. Его взгляды на фортепианное творчество и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. | Лекции | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Сравнительный анализ интерпретаций. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3, ПК-33 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Развивающиеся национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Французская школа – Сен-Санс, Франк. Новые взгляды на музыку в эстетике импрессионизма. Исполнительское и композиторское творчество К.Дебюсси и М.Равеля. новые колористические возможности фортепиано. | Сам. работа | 5 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Сравнительный анализ интерпретаций. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3, ПК-33 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков. | ||||||
4.1. | Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. | Лекции | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Сравнительный анализ интерпретаций. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3, ПК-33 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. | Практические | 5 | 1 | ПК-4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Сравнительный анализ интерпретаций. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3, ПК-33 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Фортепианное творчество XX века. | ||||||
5.1. | Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. | Лекции | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. | Практические | 5 | 1 | ПК-3, ПК-4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Обзор фортепианного творчества зарубежных композиторов 20 века. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3, ПК-33 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.allpianists.ru | |||
Э3 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э4 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э5 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |