МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора студентов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей
ПК-4: способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ПК-33: способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры.
1.1. Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Лекции 5 1 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Получение навыков самостоятельной работы с нотным текстом, как с оригиналом, так и с различными редакциями. Практические 5 1 ПК-3, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. Сам. работа 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» Сам. работа 5 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Знакомство с произведениями композитора. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. Сам. работа 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог. Практические 5 1 ПК-3, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. Сам. работа 5 1 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Знакомство с произведениями композиторов. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Эстетические воззрения западноевропейских просветителей 18 века, развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Сравнение исполнительских средств, предложенных редакторами и формулировка своего отношения к этим прочтениям. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ранние венские классики.
2.1. Фортепианное искусство Й.Гайдна. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 10 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики
3.1. Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Р.Шуман. Его взгляды на фортепианное творчество и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Сравнительный анализ интерпретаций. Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Развивающиеся национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Французская школа – Сен-Санс, Франк. Новые взгляды на музыку в эстетике импрессионизма. Исполнительское и композиторское творчество К.Дебюсси и М.Равеля. новые колористические возможности фортепиано. Сам. работа 5 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Сравнительный анализ интерпретаций. Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков.
4.1. Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Сравнительный анализ интерпретаций. Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. Практические 5 1 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Сравнительный анализ интерпретаций. Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Фортепианное творчество XX века.
5.1. Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. Практические 5 1 ПК-3, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Обзор фортепианного творчества зарубежных композиторов 20 века. Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 5 6 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6A538792-FD03-4DBB-9CE7-5A3F7FF70434
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ED2F86B0-D358-4EC0-961D-F7E15038465E
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6277039E-DCB3-4F7E-A9AF-407553F8846F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.allpianists.ru
Э3 http://www.forumklassika.ru
Э4 http://www.mosconsv.ru
Э5 Электронный курс в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6592
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.