МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы андрагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н, доцент, Петухова Е.А

Рецензент(ы):
д.психол.н, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы андрагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.на основе изучения современной концепции образования взрослых заложить фундамент системы знаний о теории обучения взрослых; сформировать первоначальные навыки проведения занятий со взрослыми с применением современных методов организации учебной деятельности; способствовать осознанному и адекватному внешним условиям выбору магистрантами соответствующей андрагогической позиции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику организации образовательного процесса;
- ведущие тенденции развития образования взрослых;
- приоритеты государственной политики в области образования взрослых;
- андрагогические основы обучения;
- основы структурирования учебного материала в соответствии с целями обучения;
- принципы и правила составления учебно-методического комплекса для взрослых;
- характеристики технологии обучения взрослых;
- процессы активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности взрослого.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать андрагогическими категориями;
- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;
- планировать мероприятия по организации учебного процесса взрослых обучающихся;
- применять технологию обучения взрослых;
- публично представить собственные научные результаты;
- различным образом представлять и адаптировать специальные знания с учетом уровня аудитории, в том числе в проблемно-задачной форме;
- организовывать самостоятельную работу обучающихся;
- разработать процессуальную сторону обучения и определить тип коммуникативного взаимодействия;
- выбрать процедуру контроля и оценки качества усвоения учебного материала и коррекции учебной деятельности;
- извлекать актуальную андрагогическую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами и приемами обучения взрослых и организации самостоятельной работы;
- способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
- навыками организации и планирования самостоятельной научно-исследовательской работы;
- навыками и приемами принятия решений по организации учебного процесса взрослых обучающихся;
- приемами извлечения актуальной научной информации из электронных библиотек, реферативных журналов;
- методами преподавания и формирования учебного материала;
- основными методами научно-педагогического исследования;
- уверенно технологией обучения взрослых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы андрагогики
1.1. Предметная область андрагогики Лекции 10 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Взрослый человек как субъект образования Практические 10 8 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Дидактические основы обучения взрослых Сам. работа 10 36 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Модели обучения
2.1. Педагогическая и андрагогическая модели обучения Лекции 10 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Модели деятельности преподавателя-андрагога и взрослого обучающегося Практические 10 8 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Андрагог в системе образования взрослых Сам. работа 10 36 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психологические принципы обучения взрослых
3.1. Принципы динамического обучения Лекции 10 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Модель динамического обучения Практические 10 6 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.3. Избегание стресса и страха Сам. работа 10 36 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Т. Громкова Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115183
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. И. Змеев Технология обучения взрослых: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы андрагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Основы андрагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Основы андрагогики Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.