МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация досуга детей и подростков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Организация досуга детей и подростков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания учебной дисциплины является подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-педагогической сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, сформировать культуру досугового общения, помочь осознать роль досуга как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.
Основными задачами дисциплины являются:
- обеспечение единства теории и практики подготовки студентов к организации досуга детей и подростков;
- закрепление теоретических знаний студентов и применение их при организации досуга детей и подростков;
- овладение разнообразными формами и методами организации досуга детей и подростков;
- содействие овладению студентами умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать процесс досуга детей и подростков;
- развитие психолого-педагогического мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования;
- создание условий для становления личности педагога как профессионала и как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в образовательном пространстве

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и функции досуговой деятельности в социализации современного человека; специфику становления и функционирования досуговых социальных институтов в различные исторические периоды, их роль в социализации детей и подростков; систему и организационно-правовое регулирование организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи в России, ее традиции, принципы, механизмы функционирования, проблемы; основные принципы, формы, методы и технологии организации досуга и отдыха детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик и специфики различных социальных институтов; возможности досуговой деятельности в организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся (девиантным) поведением.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать средства культурно-досуговой деятельности для коррекции воздействий (усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи, группы сверстников, воспитательных организаций, социума в целом; создавать условия для позитивных самореализации и самоутверждения детей и подростков, проявления и развития их творческого потенциала в культурно-досуговой деятельности; разрабатывать и реализовывать совместные с социальными партнерами планы и программы культурнодосуговой деятельности детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик, этнокультурных традиций и воспитательного потенциала региона и микросоциума, сложившихся муниципальных и локальных воспитательных систем, осуществлять мониторинг их эффективности в профилактике и коррекции девиантного поведения; разрабатывать рекомендации и вносить предложения по оптимизации управления развитием досуговой культуры детей и взрослых, консультировать педагогов, руководителей, родителей по вопросам организации детского и семейного досуга и отдыха.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет способами и формами организации продуктивного досуга как средства профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков; навыками разработки содержательного и технологического обеспечения организации детского и семейного досуга и отдыха с целью профилактики девиантного поведения детей и подростков; способами и приемами изучения и интеграции воспитательных возможностей семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации детей и подростков с отклоняющимся поведением; технологиями социально-педагогического проектирования программ развития культуры детского, молодежного и семейного досуга и отдыха; навыками выявления, формулировки и решения во взаимодействии с различными партнерами возникающих в организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы досуговой деятельности
1.1. Понятие досуга, свободного времени. Определение функций, задач и особенности досуга. Досуговая деятельность Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Основные структурные компоненты времени. Понятие свободной деятельности. Свобода и досуг. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Специфические особенности досуга. Педагогический процесс в сфере досуга. Уровни досуга. Понятие предмета педагогики досуга Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.4. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия.Технология и методика культурно-досуговой деятельности. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.5. Педагогические технологии активного отдыха детей и подростков. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.6. Социально-педагогическое обоснование досуговой деятельности. Направления и формы досуговой деятельности Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.7. Народные традиции в организации досуговой деятельности.Подготовка презентаций "Исторические формы досуга". Практические 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.8. Составление диаграммы "Распределение свободного, рабочего, нерабочего времени". Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.9. Разработка плана - конспекта народного праздника. Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Учреждения, специализирующиеся на организации досуговой
2.1. Понятие инфраструктуры досуга. Основные элементы структуры досуга. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.3. Парки как социальные институты досуга. Виды парков и их роль в организации досуга. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Музеи и библиотеки как составляющая инфраструктуры досуга. Инфраструктура учреждений досуга спортивного характера. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. Презентация докладов и индивидуальных и групповых разработок. Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Инфраструктура досуга в городе, поселке. Школа как досуговый центр. Дворовые клубы; социально-педагогические комплексы, Дома творчества, студии, театры, молодежные объединения. Особенности организации детского досуга в микрорайоне. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.7. Составление таблицы "Функции досуга" Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Игра в структуре досуга.
3.1. Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков. Условия возникновения и функции игры в психическом развитии детей и подростков Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Игра в структуре культурно – досуговых мероприятий. Педагогический эффект игры. Классификация игр по видам. Требования, предъявляемые к правилам игры. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.3. Организация игровой деятельности детей и подростков на досуге.Педагогическая ценность ролевых игр. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.4. Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.5. Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков. Игровые досуговые технологии детей и подростков и их возможности. Интеллектуально-творческие формы работы по организации детского досуга. Педагогические технологии эколого-краеведческой работы с детьми и подростками во внеурочное время. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.6. плана - конспекта проведения творческой мастерской. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.7. Составление таблицы "Классификации игр". Составление аналитической справки "Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр". Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.8. Подбор игр для "Игротеки" с детьми младшего школьного возраста. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Культура семейного досуга.
4.1. Особенности современного воспитания в семье. Значение совместной деятельности с родителями для ребёнка Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.2. Организация совместного досуга с ребёнком. Культура семейного досуга. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.3. Проблема повышения досуговой квалификации родителей как воспитателей и организаторов. Практические 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.4. Межличностное общение родителей и детей как важнейший аспект в культуре семейного досуга. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.5. Составление таблицы «Формы семейного отдыха» Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.6. Написание тезисов по теме «Причины разобщенности членов современной семьи». Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.7. Подготовка видеоматериалов для проведения "Домашнеего кинозала" Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.8. Разработка памятки для родителей по развитию интересов своих детей. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.9. Экзамен 1 27 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7
Л1.2 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. ; под науч. ред. Каменца А.В. ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гунина Н. А., Шеленкова И. В., Шиповская А. А. Компьютер для работы и досуга: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Хайретдинова О. А. Организация досуга туристов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Бурмистрова Е.В. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle Организация досуга детей и подростков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Организация досуга детей и подростков» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование