МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация досуга детей и подростков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Организация досуга детей и подростков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания учебной дисциплины является подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-педагогической сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, сформировать культуру досугового общения, помочь осознать роль досуга как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.
Основными задачами дисциплины являются:
- обеспечение единства теории и практики подготовки студентов к организации досуга детей и подростков;
- закрепление теоретических знаний студентов и применение их при организации досуга детей и подростков;
- овладение разнообразными формами и методами организации досуга детей и подростков;
- содействие овладению студентами умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать процесс досуга детей и подростков;
- развитие психолого-педагогического мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования;
- создание условий для становления личности педагога как профессионала и как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в образовательном пространстве

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и функции досуговой деятельности в социализации современного человека; специфику становления и функционирования досуговых социальных институтов в различные исторические периоды, их роль в социализации детей и подростков; систему и организационно-правовое регулирование организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи в России, ее традиции, принципы, механизмы функционирования, проблемы; основные принципы, формы, методы и технологии организации досуга и отдыха детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик и специфики различных социальных институтов; возможности досуговой деятельности в организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся (девиантным) поведением.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать средства культурно-досуговой деятельности для коррекции воздействий (усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи, группы сверстников, воспитательных организаций, социума в целом; создавать условия для позитивных самореализации и самоутверждения детей и подростков, проявления и развития их творческого потенциала в культурно-досуговой деятельности; разрабатывать и реализовывать совместные с социальными партнерами планы и программы культурнодосуговой деятельности детей и подростков с учетом их социально- и психолого-педагогических характеристик, этнокультурных традиций и воспитательного потенциала региона и микросоциума, сложившихся муниципальных и локальных воспитательных систем, осуществлять мониторинг их эффективности в профилактике и коррекции девиантного поведения; разрабатывать рекомендации и вносить предложения по оптимизации управления развитием досуговой культуры детей и взрослых, консультировать педагогов, руководителей, родителей по вопросам организации детского и семейного досуга и отдыха.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет способами и формами организации продуктивного досуга как средства профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков; навыками разработки содержательного и технологического обеспечения организации детского и семейного досуга и отдыха с целью профилактики девиантного поведения детей и подростков; способами и приемами изучения и интеграции воспитательных возможностей семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации детей и подростков с отклоняющимся поведением; технологиями социально-педагогического проектирования программ развития культуры детского, молодежного и семейного досуга и отдыха; навыками выявления, формулировки и решения во взаимодействии с различными партнерами возникающих в организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы досуговой деятельности
1.1. Понятие досуга, свободного времени. Определение функций, задач и особенности досуга. Досуговая деятельностьСоциально-педагогическое обоснование досуговой деятельности. Направления и формы досуговой деятельности Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Основные структурные компоненты времени. Понятие свободной деятельности. Свобода и досуг.Специфические особенности досуга. Педагогический процесс в сфере досуга. Уровни досуга. Понятие предмета педагогики досуга Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия.Технология и методика культурно-досуговой деятельности. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.4. Педагогические технологии активного отдыха детей и подростков. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.5. Народные традиции в организации досуговой деятельности.Подготовка презентаций "Исторические формы досуга". Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.6. Составление диаграммы "Распределение свободного, рабочего, нерабочего времени". Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.7. Разработка плана - конспекта народного праздника. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Учреждения, специализирующиеся на организации досуговой
2.1. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Понятие инфраструктуры досуга. Основные элементы структуры досуга. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.3. Парки как социальные институты досуга. Виды парков и их роль в организации досуга. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Музеи и библиотеки как составляющая инфраструктуры досуга. Инфраструктура учреждений досуга спортивного характера. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков. Презентация докладов и индивидуальных и групповых разработок. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Инфраструктура досуга в городе, поселке. Школа как досуговый центр. Дворовые клубы; социально-педагогические комплексы, Дома творчества, студии, театры, молодежные объединения. Особенности организации детского досуга в микрорайоне. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.7. Составление таблицы "Функции досуга" Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Игра в структуре досуга.
3.1. Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков. Условия возникновения и функции игры в психическом развитии детей и подростковИгра в структуре культурно – досуговых мероприятий. Педагогический эффект игры. Классификация игр по видам. Требования, предъявляемые к правилам игры. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.2. Организация игровой деятельности детей и подростков на досуге.Педагогическая ценность ролевых игр. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.3. Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.4. Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков. Игровые досуговые технологии детей и подростков и их возможности. Интеллектуально-творческие формы работы по организации детского досуга. Педагогические технологии эколого-краеведческой работы с детьми и подростками во внеурочное время. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.5. плана - конспекта проведения творческой мастерской. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.6. Составление таблицы "Классификации игр". Составление аналитической справки "Развивающие возможности настольных интеллектуальных игр". Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.7. Подбор игр для "Игротеки" с детьми младшего школьного возраста. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Культура семейного досуга.
4.1. Особенности современного воспитания в семье. Значение совместной деятельности с родителями для ребёнка. Организация совместного досуга с ребёнком. Культура семейного досуга. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.2. Проблема повышения досуговой квалификации родителей как воспитателей и организаторов. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.3. Межличностное общение родителей и детей как важнейший аспект в культуре семейного досуга. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.4. Составление таблицы «Формы семейного отдыха» Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.5. Подготовка видеоматериалов для проведения "Домашнеего кинозала" Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.6. Разработка памятки для родителей по развитию интересов своих детей. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
4.7. Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7
Л1.2 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. ; под науч. ред. Каменца А.В. ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гунина Н. А., Шеленкова И. В., Шиповская А. А. Компьютер для работы и досуга: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Хайретдинова О. А. Организация досуга туристов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Бурмистрова Е.В. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle Организация досуга детей и подростков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Организация досуга детей и подростков» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование