МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая эвристика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц. Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историческая эвристика

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Историческая эвристика" является формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации.
Задачи курса:
- формирование знаний об организационных формах и методах научного исследования;
- освоение методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам, архивам и музеям;
- приобретение навыков составления в соответствии с современными требованиями библиографических описаний, рефератов и аннотаций; а также цитат, графических изображений, приложений, используемых в научных трудах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4. организационную структуру российской исторической науки; способы и формы организации взаимодействия академических и научно-образовательных учреждений; последовательность и детальное содержание этапов исторического исследования.

ПК-6. возможности доступа к различным каналам получения исторической информации; устройство архивной, музейной и библиотечной системы России; ведущие российские и международные аналитические базы цитирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4. определять наиболее оптимальные методы и методологические концепции для реализации собственного исследования, рационально и научно выстраивать стратегию и тактику исторического исследования.

ПК-6. применять различные методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам; критически анализировать и использовать базовую историческую информацию в профессиональной деятельности; подготавливать в соответствии с современными операционно-техническими требованиями рукописи к публикации, а также составлять библиографические описания, оформлять рефераты и аннотации, цитаты, графические изображения, приложения, используемые в научных трудах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4. навыками построения различных моделей научного текста как в формате публикации, так и в виде выступления на научном мероприятии.

ПК-6. навыками критического анализа исторической информации, полученной из различных видов и типов исторических источников; применения полученных данных при решении круга профессиональных и широкого спектра социальных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая эвристика как учебная дисциплина. Общие представления об исторической информации
1.1. Информация и текст: общие подходы и проблема соотношений Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Практическая значимость исторической эвристики для исследовательской деятельности историка Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные атрибуты научного текста Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.4. Построение и аннотирование научного текста Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация российской исторической науки
2.1. Структура российской исторической науки Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Вузовская наука, зарубежные научные центры. Система ученых степеней и званий. Аспирантура и докторантура. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Виды изданий: учебные и научные. Публикационная активность исследователя Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2
2.4. Библиографическое описание учебных и научных изданий Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Историческая периодика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.1, Л1.2
2.6. Гранты и грантовая поддержка в РФ Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Негосударственные фонды грантовой поддержки в РФ Сам. работа 2 3 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
2.8. Социальные и частные гранты в РФ Сам. работа 2 3 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
2.9. Индивидуальные и коллективные заявки на грант Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Методики поиска и сбора исторической информации
3.1. Библиографическая эвристика и алгоритмы поиска в информационно-справочных системах Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Ведущие библиотеки и библиотечные системы РФ Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.3. Органы научной информации в РФ и виды их информационных изданий (Бюллетени сигнальной информации, реферативные журналы и обзоры, аналитические обзоры. Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Поиск информации в библиотеке: эвристические ходы и ловушки Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Общая и специальная текущая библиография. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Ретроспективная историческая библиография. Библиография библиографии. Биобиблиографические справочники. Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.7. Техника чтения. Оформление выписок из литературы. Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.8. Архивная эвристика и организация работы историка в архиве Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Государственный архивный фонд Сам. работа 2 3 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.10. Работа с архивными описями и делами Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Музейная эвристика и организация работы историка в музее Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Частные музеи РФ: общие представления и классификация Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.13. Специфика научно-исследовательской деятельности историка в музее Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
3.14. Конспектирование. Аннотация. Реферат. Сам. работа 2 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность студента: научные конференции и курсовая работа
4.1. Организация научной работы студентов (спецсеминары, научные кружки, экспедиции, конференции, конкурсы студенческих работ) Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.2. Научные конференции как способ апробации результатов исследования Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.3. Студенческие и молодежные конференции Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.4. Классификация научных конференций по информационным письмам Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.5. Методика организации курсовой работы Лекции 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.6. Оформление титульного листа курсовой работы и ВКР Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.7. Оформление библиографических списокв и приложений к научным трудам Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.8. Ошибки при построении курсовой работы Практические 2 2 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2
4.9. Методика организации и построения ВКР Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-6 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Общее представление и подходы к определению понятия «информация»
2. Соотношение понятий «постиндустриальное» / «информационное» общество и значение информации на современном этапе развития человечества
3. Понятие «текста». Требования к научному тексту
4. Организация российской исторической науки
5. Система ученых степеней и званий в Российской Федерации
6. Гранты и грантовая поддержка в РФ: основные подходы и принципы составления заявок
7. Библиографическое описание учебных и научных изданий: общие подходы и алгоритмы
8. Библиотечная эвристика: общие понятия и алгоритмы поиска информации в библиотеке
9. Разновидности научных изданий. Учебные издания
10. Понятие и общие представления об архиве и архивной деятельности
11. Система федеральных и региональных архивов. Разновидности архивов
12. Методика организации работы исследователя с архивной документацией
13. Понятия «музей» и «музейный фонд». Организация работы музеев. Виды музеев
14. Проблемы организации исследовательской работы с историческими источниками в музее
15. Апробация результатов исследования. Разновидности научных мероприятий. Научные конференции
16. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности
17. Методика научного исторического исследования
18. Курсовая работа: общие представления и принципы организации текста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. Институты РАН
2. Вузовская наука
3. Система научных степеней и званий
4. Научные гранты
5. Принцип историзма
6. Методы исторического исследования
7. Антропологический подход в исторической науке
8. Критерии выбора темы научного исследования
9. Формулировка названия темы и роль подзаголовка
10. Составление плана научного исследования
11. Ретроспективная и текущая библиография
12. Электронные информационные ресурсы
13. Изучение литературы и оформление выписок
14. Классификация и методы работы с опубликованными источниками
15. Архивы и их справочный аппарат
16. Методика работы с архивными документами
17. Оформление ссылок на литературу и источники
18. Составление списка литературы и источников
19. Составление приложений
20. Авторское редактирование

Темы рефератов

1. Критерии перехода к информационному обществу в научной литературе
2. Виды научных текстов
3. Основные этапы возникновения и развития Академии наук
4. Ведущие научные учреждения современной России
5. Отраслевая историческая наука в Сибири
6. Основные понятия и проблемы библиотечной эвристики
7. Архивный фонд Российской Федерации
8. Музейная эвристика: основные этапы становления
9. Публикационная активность исследователя: основные подходы и специфика реализации в современных научных реалиях
10. Индекс Хирша
11. Российские и международные системы цитирования
12. Российские журналы из перечня ВАК
13. Требования к соискателям ученых степеней
14. Требования к соискателям ученых званий
15. РФФИ и оказываемая им грантовая поддержка
16. Основные этапы подготовки заявки на грант
17. Этапы подготовки текста к публикации
18. Общие требования к различным видам публикаций
19. Научные статьи и материалы конференций: основные различия
20. Виды научных конференций
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
Л1.2 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Историческая эвристика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Эл. адрес: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая эвристика» нацелен на формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты организации и функционирования исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий явлений исторической науки по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.