МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базы данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-345-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 185
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 185 185 185 185
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г.Н.

Рабочая программа дисциплины
Базы данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат.наук, доцент Юдинцев А.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат.наук, доцент Юдинцев А.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы информационных хранилищ, складов и баз данных, основные модели организации данных, реляционную модель, типололгию, классификацию, принципы построения, жизненный цикл информационных систем с использованием баз данных. Изучить основные методы и средства управления базами данных, создания приложений на основе клиент-серверной технеологии.
Освоить основные методы создания и сжатия больших инфомационных массивов, хранилищ и складов данных, основы фракталов, фрактальных методов в архивации данных, методы управления складами данных.
Задачи:
1. Изучить классификацию баз данных. Документальные БД, фактографические БД, гипертекстовые и мультимедийные БД, XML - серверы, объектные базы данных, XML-технологии в базах данных.
2. Изучить язык SQL Подмножества DDL, DML, DCL.
3. Получить представление об основах работы в наиболее популярных СУБД разных классов: настольных (MS'Access), среднего уровня и промышленных (MS'SQL Server).
4. Изучить основы TSQL, методы создания серверных хранимых процедур и функций.
5. Изучить основные объектные модели для доступа к базам данных: DAO, ADO, ADOX, SQLDMO, ADO.Net.
6. Освоить способы проектирования баз данных: ER-нотацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Модели организации данных, сетевые модели, иерархические модели, реляционную модель, объектную модель. Знать о многомерных хранилищах данных, основах реляционного исчисления. Основные методы создания и сжатия больших инфомационных массивов, хранилищ и складов данных, основы фракталов, фрактальных методов в архивации данных, методы управления складами данных.
Истории и перспективах развития технологий СУБД.
Типололгию, классификацию, принципы построения, жизненный цикл информационных систем с использованием баз данных, основные методы и средства управления базами данных, создания приложений на основе клиент-серверной технеологии.
Базовый язык SQL Подмножества DDL, DML, DCL.
Основы TSQL, методы создания серверных хранимых процедур и функций.
Основные объектные модели для доступа к базам данных: DAO, ADO, ADOX, SQLDMO
ER-нотацию.
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать в СУБД MS'Access.
Использовать утилиту командной строки osql, sqlcmd для управления базами данных MS'SQL Server.
Работатьв SQL Server Management Studio.
Использовать основные объектные модели DAO, ADO, ADOX, SQLDMO для работы с базами данных MS'Access и MS'SQL Server.
Использовать MS'VisualStudio для разработки клиентских приложений для работы с базами данных SQL Server.
Использовать MS'Visio для создания ER-моделей баз данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.РаботывСУБДMS'Access, MS'SQL Server Management Studio.
Создания простейших клиентских частей для работы с базами данных в VBA, VBS, HTA на основе использования объектных моделей DAO, ADO.
Использования объектной модели ADO.NET для работы с базами данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы баз данных
1.1. Базы данных (БД). Принципы построения. Жизненный цикл БД. Типология БД. Документальные БД. Фактографические БД. Гипертекстовые и мультимедийные БД. XML-серверы. Объектно-ориентированные БД. Распределенные БД. Коммерческие БД. Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная, объектная. Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Самостоятельное изучение моделей данных Сам. работа 3 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Реляционная модель данных. Реляционные объекты данных. Целостность реляционных данных. Реляционная алгебра и исчисление. Организация процессов обработки данных в БД. Ограничения целостности. Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме: Реляционная модель данных. Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Язык управления реляционными данными. Введение в SQL. Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Самостоятельное изучение SQL Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Разработка баз данных
2.1. Разработка настольных баз данных на платформе MS’Access. Объектная модель DAO Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Изучение основ разработки на MS'Access. Изучение объектной модели DAO Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Создание простейших баз данных MS'Access. Практическое использование DAO для доступа к данным MS'Access Лабораторные 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Основы разработки баз данных на основе MS’SQL Server. Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Изучение основ разработки баз данных на MS'SQL Server. Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Основы администрирования MS’SQL Server посредством SQL Server Management Studio. Основные объекты MS’SQL Server, создание баз данных, управление доступом к MS’SQL Server, способы авторизации. Работа с MS’SQL Server при помощи утилит командной строки: osql, sqlcmd. Лекции 3 0,25 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Изучение базовых методов доступа (работа с утилитами osql, sqlcmd, подключение к серверу, выполнение простейших команд на TSQL). Изучение основ работы в SQL Server Management Studio. Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Практическая работа с базами данных MS'SQL Server, с утилитами osql, sqlcmd, подключение к серверу, выполнение простейших команд на TSQL. Лабораторные 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Основы языка TSQL. Типы данных, системные процедуры и функции. Организация ветвления и циклов в TSQL. Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Изучение языка TSQL Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Создание многооператорных пакетных программ на TSQL. Процедуры выгрузки данных и загрузки данных Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Использование объектной модели ADO, использование расширения объектной модели ADO – ADOX для выполнения некоторых задач администрирования баз данных. Управление MS”SQL Server при помощи объектной модели SQLDMO. Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Изучение объектных моделей ADO, ADOX, SQLDMO Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Выполнение практических работ по администрированию баз данных (автоматическое описание таблиц, прцедур, создание объектов баз данных). Управление MS”SQL Server при помощи объектной модели SQLDMO. Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Создание пользовательских процедур и функций в базах данных MS’SQL Server. Скалярные и табличные пользовательские функции. Серверные курсоры. Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Самостоятельное изучение теоретического материала по языку TSQL, технологии использования серверных курсоров, создании пользовательских процедур и функций разных типов. Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Практическая работа по использования серверных курсоров, созданию пользовательских процедур, скалярных функций, табличных функций. Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Использование ADO, ADOX, SQLDMO для управления пользовательскими процедурами и функциями. Выполнение пользовательских процедур при помощи объекта ADODB.Command. Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Самостоятельное изучение технологии использования ADO, ADOX, SQLDMO для управления пользовательскими процедурами и функциями. Выполнение пользовательских процедур при помощи объекта ADODB.Command. Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Выполнение практических работ по использованию ADO, ADOX, SQLDMO для управления пользовательскими процедурами и функциями. Выполнение пользовательских процедур при помощи объекта ADODB.Command. Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Подготовка к зачету
3.1. Повторение теоретическорго материала, выполнение практических заданий в ходе подготовки к зачету Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Введение в ADO.Net
4.1. Использование объектной модели ADO.NET для чтения данных из базы данных SQL-сервера Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Использование объектной модели ADO.NET для чтения данных из базы данных SQL-сервера Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Использование объектной модели ADO.NET для чтения данных из базы данных SQL-сервера Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Конфигурационный файл приложения. Параметры в объектной модели ADO.NET Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Конфигурационный файл приложения. Параметры в объектной модели ADO.NET Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Конфигурационный файл приложения. Параметры в объектной модели ADO.NET Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.7. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки, обновления и удаления данных из базы данных SQL-сервера Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки, обновления и удаления данных из базы данных SQL-сервера Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.9. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки, обновления и удаления данных из базы данных SQL-сервера Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.10. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.11. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.12. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.13. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.14. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.15. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Визуальные средства MS'Visual Studio для работы с SQL Server
5.1. Технологии визуального построения объектов ADO.Net в MS'Visual Studio. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Технологии визуального построения объектов ADO.Net в MS'Visual Studio. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Технологии визуального построения объектов ADO.Net в MS'Visual Studio. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера Сам. работа 3 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.7. Основы работы с нетипизированными и типизированными наборами данных Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.8. Основы работы с нетипизированными и типизированными наборами данных Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.9. Основы работы с нетипизированными и типизированными наборами данных Сам. работа 3 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.10. Адаптеры данных, основанные на пользовательских процедурах Лекции 3 0,5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.11. Адаптеры данных, основанные на пользовательских процедурах Лабораторные 3 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.12. Адаптеры данных, основанные на пользовательских процедурах Сам. работа 3 10 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.13. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 15 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: Учебник для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дьяков И. А. Базы данных. Язык SQL: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Карпова Т. С. Базы данных : модели, разработка, реализация: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Маркин А. В. Построение запросов и программирование на SQL.: Учебное пособие М.: Диалог-МИФИ, 2008 ЭБС "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/book/89077/
Л2.4 Руководство компании Microsoft по проектированию архитектуры приложений : (электронный ресурс) Microsoft, 2009. http://download.microsoft.com/documents/rus/msdn/ры_приложений_полная_книга.pdf
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в реляционные базы данных. С.Д. Кузнецов ISBN: 978-5-9556-0028-0 http://www.intuit.ru/department/database/rdbintro/ www.intuit.ru
Э2 Основы SQL Л.Н.Полякова ISBN: 978-5-9556-0101-4 http://www.intuit.ru/department/database/sql/ www.intuit.ru
Э3 Использование MS SQL Server Analysis Services 2008 для построения хранилищ данных. В.В. Полубояров http://www.intuit.ru/department/database/mssqlsas2008/ www.intuit.ru
Э4 Видео-демонстрации лекций по курсу Базы данных http://10.0.12.15/live_courses 10.0.12.15
Э5 Базы данных: модели, разработка, реализация. Т.С.Карпова http://www.intuit.ru/department/database/sql www.intuit.ru
Э6 Курс в Moodle "Базы данных I" portal.edu.asu.ru
Э7 Курс в Moodle "Базы данных II" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'SQL Server
MS'SQL Server Management Studio
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами обработки табличных данных, основами TSQL, технологиями работы в интерактивных оболочках и средах для работы с SQL Server, объектными моделями для доступа к серверам баз данных MS SQL Server, MS Access, методами построения клиентских частей приложений. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.


методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=197, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1399