МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.псих.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.псих.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студента компетенций, позволяющих ему разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, владеть методами экспертной психолого-педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.62

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции и особенности личностного и социального развития в детском, подростковом и зрелом возрасте в норме и с отклонениями и нарушениями;
сущность, принципы, методы и этику экспертной деятельности в педагогике и психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить мониторинг и оценивать эффективность коррекционно-реабилитационных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психолого-педагогической экспертизы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы психолого-педагогической экспертизы
1.1. Понятия «экспертиза», «оценка», «мониторинг», их взаимосвязь и принципиальные отличия. Смысл и назначение экспертизы. Виды экспертизы. Общее представление об экспертной деятельности Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы современной экспертизы и междисциплинарный характер современного научного знания. Экспертное знание и его трансформации в современной России. Содержательные направления экспертной деятельности. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Критериальная база экспертного анализа. Методология и методика экспертных оценок. Классификационные характеристики экспертируемых объектов. Экспертные методы. Процедурные и технологические аспекты экспертизы Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этические вопросы проведения психолого-педагогических экспертиз
2.1. Место и роль эксперта в современном обществе. Субъекты экспертизы: заказчик, эксперт, экспертируемая сторона. Заказчик экспертизы и его влияние на ход работы эксперта. Права и ответственность эксперта и заказчика экспертизы. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Требования к эксперту. Механизмы контроля и сертификации профессионального уровня эксперта. Компетентностные и квалификационные характеристики эксперта. Позиция эксперта. Эксперт: личность, знание, ответственность. Этика экспертной деятельности. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Профессиональная подготовка экспертов и потребителей экспертизы. Оценка качества работы эксперта. Ошибки в работе эксперта Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Институт экспертизы и экспертное сообщество
3.1. Актуальность проблемы построения экспертных образовательных сообществ. Проблемы институционализации экспертного знания в России Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Экспертные сообщества России и Запада: сходство и различие. Отечественный и мировой опыт государственных и общественных экспертиз образования. Основные направления экспертизы образования в России. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Оптимальные формы организации экспертного сообщества. Проблемы самоорганизации экспертного сообщества. Статус эксперта. Экспертное мегасообщество Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Нормативно-правовое обеспечение и социально-организационные механизмы экспертизы
4.1. Юридические аспекты экспертизы. Нормативно-правовые документы, регулирующие экспертизу. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Программа развития образовательного учреждения как объект экспертизы
5.1. Программа развития школы как продукт проектной деятельности. Требования к программе развития школы и пути их обеспечения. Структура программы развития школы. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Организационно-образовательная система школы. Ошибки и недостатки программ развития, подготовленных образовательными учреждениями. Основные этапы разработки программы развития школы и их ожидаемые результаты. Стратегический анализ школы. Элементы анализа образовательной системы и образовательной программы школы. Общая схема проблемно-ориентированного анализа. Методы и средства анализа в стратегическом управлении школой. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Экспертиза стратегических документов образовательного учреждения в рамках национального проекта «Образование». Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экспертиза образовательных программ
6.1. Понятие «образовательная программа», ее назначение, содержание, структура. Миссия образовательного учреждения и «модель» выпускника. Главные тенденции разработки и реализации образовательных программ. Основные недостатки. Отличие образовательной программы от других документов и процедур. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Требования сертификации и другие нормативно-правовые основания образовательной программы. Критерии и показатели эффективности реализации образовательной программы. Значение разработки образовательной программы для различных субъектов образовательного процесса. Образовательная программа – механизм сближения учебной, воспитательной и развивающей функций образовательного учреждения. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Экспертиза образовательных программ: что оценивает эксперт? Содержание образования – базовая основа образовательной программы и ее экспертизы. Различные подходы к определению «содержания образования». Оценка содержания и структуры программы. Анализ проблем и целей образовательных программ. Экспертиза учебных планов. Проблема критериев экспертных оценок образовательных программ. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Психолого-педагогическая экспертиза профилактических и коррекционно-реабилитационных программ
7.1. Понятия «профилактика», «коррекция», «реабилитация». Их сущность и виды. Принципы построения профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Основные стратегии воздействия, используемые в программах для подростков и молодежи. Формы работы. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
7.3. Содержание психолого-педагогической экспертизы профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. Сам. работа 7 4 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Организация общественной экспертизы программ и проектов
8.1. Сущность и смысл общественной экспертизы. Нормативно-правовые аспекты организации и деятельности независимых экспертных сообществ. Подходы к организации общественной экспертизы программ и проектов. Институциональные формы общественной экспертизы. Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
8.2. Организационно-технологические особенности проведения общественной экспертизы. Связь с общественностью. Механизмы привлечения общественной экспертизы к процессу управления образованием. Публичные слушания как форма проведения общественной экспертизы. Практические 7 6 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
8.3. Различные виды общественной экспертизы: сходства, различия. Сам. работа 7 5 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
8.4. Экзамен 7 27 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика : учебник Издательский центр «Академия», 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебник Москва, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психолого-педагогическая экспертиза Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психолого-педагогическая экспертиза ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психолого-педагогическая экспертиза portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.