МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-предпринимательство
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Интернет-предпринимательство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Л.И.Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Л.И.Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Цель изучения дисциплины: формирование компетенций в области управления в интернет-сфере, понимания ключевых параметров, влияющих на развитие компаний в данной области, механизмов продвижения их услуг, создания конкурентоспособного продукта для потребителя.
1.2. Задачи изучения дисциплины: формирование у студентов понимания процесса создания жизнеспособного стартапа; ознакомление студентов с моделями и инструментарием предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере; формирование практических навыков в области управления интернет-проектом и развития малого предприятия в интернет-сегменте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса.
ПК-5: Способен проектировать дизайн пользовательского интерфейса по концепции или готовому образцу с учетом потребностей пользователей и особенностей пользовательского поведения.
ПК-1: Способен выявлять информационные потребности пользователей, анализировать требования к информационному ресурсу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- практические аспекты организации работы предприятия в интернет-сфере
- специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства
- основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере
- инструменты исследования и анализа рынка, принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия
- модели и инструментарий предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере
- особенности процесса создания жизнеспособного стартапа
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
- использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет-компании
- осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально- экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и бработку этих данных
- представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента
- разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации
- порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- начальным уровнем знаний навыков принятия организационно-управленческих решений в области интернет -предпринимательства
- достаточным уровнем знаний и навыков использования возможностей формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в интернет-сфере
- высоким уровнем знаний и навыков, позволяющих находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса
- стратегическим инструментарием и современными технологиями в области интернет-предпринимательства начального уровня
- методами планирования и оценки результатов предпринимательской деятельности в интернет-сфере достаточного уровня
- методами планирования и оценки результатов интернет-предпринимательства и принятия решений в управлении операционной деятельностью организации на их основе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Организационные аспекты создания интернет-предприятия
1.1. Источники идей для стартапа, как проверить свою идею. Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта. Лекции 8 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа » Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Бизнес-модель интернет- предприятия» Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес модель и карта бизнес модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста Лекции 8 6 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Бизнес-модель интернет- предприятия Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес модель и карта бизнес модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста Сам. работа 8 8 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. «Оценка рыночных возможностей предприятия»
2.1. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Лекции 8 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. «Метрики стартапа и экономика продукта»
3.1. Финансы стартапа. Модели монетизации ценности Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Практические 8 6 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Сам. работа 8 10 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию бизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл. Сам. работа 8 10 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Тема 3.3 «Основные источники привлечения инвестиций. Питч для инвесторов» Бизнес‐ангел, бутстреппинг, венчурные инвестиции, венчурный фонд, краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Практические 8 8 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. венчурные инвестиции, венчурный фонд, краудфандинг, предпосевная стадия (pre seed), посевная стадия (seed). Сам. работа 8 4 ПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения
Приложение 1.   ПИвД_ФОС_И-Предпр_18-19.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AD997B4A-8DDF-4C25-A15A-5BA8B6BAEAFA
Л1.2 О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/internet-marketing-412924
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомин В. И. Информационный бизнес : учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/informacionnyy-biznes-412191
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-предпринимательство https://channel9.msdn.com/Blogs/FRII-Internet-Business
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе занятий рассматриваются теоретические и законодательные основы развития интернет-предпринимательства, применения их в управленческой деятельности, использования методов и процедур управленческого консалтинга на современных предприятиях и в организациях, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям.
В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных вопросов, развиваются навыки самостоятельной работе над учебником, научной литературой, интернет-ресурсами.
При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;
– письменно решить домашнее задание, рекомендованные преподавателем при изучении каждой темы.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить доклад или сообщение по теме занятия. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Вопросы, не рассмотренные на занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.