Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 34 | 24 | 34 | 24 |
Сам. работа | 99 | 109 | 99 | 109 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Курс «Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.» является со-ставной частью отечественной истории и истории Сибири. Целью курса является – Сформировать у студентов устойчивую систему эмпирических, теоретических, аксиологических (ценностных) знаний об историческом развитии городского образа жизни, исто-ков его зарождения и формирования, специфике сибирского суперрегиона, способствовать освоению обучаемыми различных алгоритмов и методов профессиональной познавательной деятельности, применению их при объяснении и интерпретации прошлого, инициировать потребность и вырабатывать способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентиров в будущих профессиональных сферах деятельности: научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Эмпирические, теоретические, аксиологические (ценностные) аспекты исторического развития городского образа жизни, истоки его зарождения и формирования, специфику сибирского суперрегиона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осваивать различные алгоритмы и методы профессиональной познавательной деятельности, применять их при объяснении и интерпретации прошлого, инициировать потребность и вырабатывать способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентиров в будущих профессиональных сферах деятельности: научно-исследова¬тельской, образовательной, культурно-просветительской. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Население городов Сибири. | ||||||
1.1. | Население городов Сибири. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Население городов Сибири. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Население городов Сибири. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Занятия и доходы горожан. | ||||||
2.1. | Занятия и доходы горожан. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Занятия и доходы горожан. | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Облик города. | ||||||
3.1. | Облик города. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Облик города. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Городское благоустройство. | ||||||
4.1. | Городское благоустройство. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Городское благоустройство. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Городское благоустройство. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Жилище горожан. | ||||||
5.1. | Жилище горожан. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Жилище горожан. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Жилище горожан. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Раздел 6. Городская кухня сибиряков. | ||||||
6.1. | Городская кухня сибиряков. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Городская кухня сибиряков. | Практические | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Городская кухня сибиряков. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Раздел 7. Одежда горожан. | ||||||
7.1. | Одежда горожан. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Одежда горожан. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
7.3. | Одежда горожан. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 8. Раздел 8. Городская семья. | ||||||
8.1. | Городская семья. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
8.2. | Городская семья. | Практические | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
8.3. | Городская семья. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 9. Раздел 9. Семейные отношения. | ||||||
9.1. | Семейные отношения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
9.2. | Семейные отношения. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
9.3. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Население городов Сибири 2. Занятия и доходы горожан 3. Облик города 4. Городское благоустройство 5. Жилище горожан 6. Городская кухня сибиряков 7. Одежда горожан 8. Городская семья 9. Семейные отношения 10. Досуг и развлечения горожан |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Город как предмет исторического краеведения. 2. История краеведческого изучения городов Сибири второй половины XIX – начала XX в. 3. Социально-правовое положение и состав городского населения Сибири (Тобольской губернии, Томской губернии, Алтайского горного округа и т.д.) во второй половине XIX – начале XX в. 4. Бытовая культура купечества Сибири второй половины XIX – начала XX в. 5. Быт и культура мещан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 6. Повседневная жизнь интеллигенции в городах Сибири конца XIX – начала XX в. 7. Образ жизни и быт рабочих Сибири в конце XIX – начале XX в. 8. Повседневная жизнь горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в. по мемуарным источникам (документам личного происхождения). 9. Быт и культура горожан Тобольска (Томска, Барнаула, Иркутска, Тары и т.д.) во второй половине XIX – начале XX в. 10. Социокультурная инфраструктура городов Сибири второй половины XIX – начала XX в. 11. Занятия и доходы горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в. 12. Облик и благоустройство городов Сибири второй половины XIX – начала XX в. 13. Жилая застройка городов (жилище горожан) Сибири второй половины XIX – начала XX в. 14. Купеческий дом в Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 15. Питание горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 16. Одежда горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 17. Купеческая (мещанская, рабочая) семья в Сибири в конце XIX – начале XX в. 18. Брак и свадьба горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в. 19. Семейное хозяйство и семейный бюджет горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 20. Внутрисемейные отношения в семьях горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 21. Социализация детей (образование и воспитание) в городской среде Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 22. Положение женщины в семье горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 23. Женщины в сибирском обществе во второй половине XIX – начале XX в. 24. Сословное самоуправление в городах Сибири. 25. Общественный быт горожан Сибири. 26. Городские праздники в Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 27. Общественные неполитические организации в городах Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 28. Зрелища в городах Сибири (театр, цирк, кинематограф) во второй половине XIX – начале XX в. 29. Карточная игра в Сибири во второй половине XIX – начале XX в. 30. Досуг и развлечения горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скубневский В.А. | Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие | Барнаул : АЗБУКА, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров | Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : | ИП Колмогоров И. А., 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Скубневский В.А. | Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Гончаров Ю.М. | Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX-начала XX в. : монография | Барнаул : АлтГУ, 2004 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Повседневная жизнь горожан Сибири" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Алтайский региональный исторический портал – http://new.hist.asu.ru Сайт «Освоение Сибири» – http://www.sibheritage.nsc.ru Сайт «Сибирь капиталистическая» – http://history.nsc.ru/kapital Электронный исторический журнал «Сибирская заимка» – http://www.zaimka.ru Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |