МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Повседневная жизнь горожан во второй половине XIX - начале XX вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 24 34 24
Сам. работа 99 109 99 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рабочая программа дисциплины
Повседневная жизнь горожан во второй половине XIX - начале XX вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.» является со-ставной частью отечественной истории и истории Сибири. Целью курса является – Сформировать у студентов устойчивую систему эмпирических, теоретических, аксиологических (ценностных) знаний об историческом развитии городского образа жизни, исто-ков его зарождения и формирования, специфике сибирского суперрегиона, способствовать освоению обучаемыми различных алгоритмов и методов профессиональной познавательной деятельности, применению их при объяснении и интерпретации прошлого, инициировать потребность и вырабатывать способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентиров в будущих профессиональных сферах деятельности: научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Эмпирические, теоретические, аксиологические (ценностные) аспекты исторического развития городского образа жизни, истоки его зарождения и формирования, специфику сибирского суперрегиона.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осваивать различные алгоритмы и методы профессиональной познавательной деятельности, применять их при объяснении и интерпретации прошлого, инициировать потребность и вырабатывать способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентиров в будущих профессиональных сферах деятельности: научно-исследова¬тельской, образовательной, культурно-просветительской.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Население городов Сибири.
1.1. Население городов Сибири. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Население городов Сибири. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Население городов Сибири. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Занятия и доходы горожан.
2.1. Занятия и доходы горожан. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Занятия и доходы горожан. Сам. работа 3 13 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Облик города.
3.1. Облик города. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Облик города. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Городское благоустройство.
4.1. Городское благоустройство. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
4.2. Городское благоустройство. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
4.3. Городское благоустройство. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Жилище горожан.
5.1. Жилище горожан. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
5.2. Жилище горожан. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
5.3. Жилище горожан. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Городская кухня сибиряков.
6.1. Городская кухня сибиряков. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.2. Городская кухня сибиряков. Практические 3 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.3. Городская кухня сибиряков. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Одежда горожан.
7.1. Одежда горожан. Лекции 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.2. Одежда горожан. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.3. Одежда горожан. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Раздел 8. Городская семья.
8.1. Городская семья. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.2. Городская семья. Практические 3 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.3. Городская семья. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Раздел 9. Семейные отношения.
9.1. Семейные отношения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
9.2. Семейные отношения. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
9.3. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Население городов Сибири
2. Занятия и доходы горожан
3. Облик города
4. Городское благоустройство
5. Жилище горожан
6. Городская кухня сибиряков
7. Одежда горожан
8. Городская семья
9. Семейные отношения
10. Досуг и развлечения горожан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Город как предмет исторического краеведения.
2. История краеведческого изучения городов Сибири второй половины XIX – начала XX в.
3. Социально-правовое положение и состав городского населения Сибири (Тобольской губернии, Томской губернии, Алтайского горного округа и т.д.) во второй половине XIX – начале XX в.
4. Бытовая культура купечества Сибири второй половины XIX – начала XX в.
5. Быт и культура мещан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
6. Повседневная жизнь интеллигенции в городах Сибири конца XIX – начала XX в.
7. Образ жизни и быт рабочих Сибири в конце XIX – начале XX в.
8. Повседневная жизнь горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в. по мемуарным источникам (документам личного происхождения).
9. Быт и культура горожан Тобольска (Томска, Барнаула, Иркутска, Тары и т.д.) во второй половине XIX – начале XX в.
10. Социокультурная инфраструктура городов Сибири второй половины XIX – начала XX в.
11. Занятия и доходы горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в.
12. Облик и благоустройство городов Сибири второй половины XIX – начала XX в.
13. Жилая застройка городов (жилище горожан) Сибири второй половины XIX – начала XX в.
14. Купеческий дом в Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
15. Питание горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
16. Одежда горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
17. Купеческая (мещанская, рабочая) семья в Сибири в конце XIX – начале XX в.
18. Брак и свадьба горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в.
19. Семейное хозяйство и семейный бюджет горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
20. Внутрисемейные отношения в семьях горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
21. Социализация детей (образование и воспитание) в городской среде Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
22. Положение женщины в семье горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
23. Женщины в сибирском обществе во второй половине XIX – начале XX в.
24. Сословное самоуправление в городах Сибири.
25. Общественный быт горожан Сибири.
26. Городские праздники в Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
27. Общественные неполитические организации в городах Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
28. Зрелища в городах Сибири (театр, цирк, кинематограф) во второй половине XIX – начале XX в.
29. Карточная игра в Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
30. Досуг и развлечения горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : ИП Колмогоров И. А., 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гончаров Ю.М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX-начала XX в. : монография Барнаул : АлтГУ, 2004 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Повседневная жизнь горожан Сибири" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Алтайский региональный исторический портал – http://new.hist.asu.ru
Сайт «Освоение Сибири» – http://www.sibheritage.nsc.ru
Сайт «Сибирь капиталистическая» – http://history.nsc.ru/kapital
Электронный исторический журнал «Сибирская заимка» – http://www.zaimka.ru
Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.