МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Крестьянская община в XIX - начале XX вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Крестьянская община в XIX - начале XX вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать у студентов комплексное предстваление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации;
2. Способствовать складыванию представления об альтернативных путях развития человеческой цивилизации;
3. Сформировать систематизированное знание о месте и роли крестьянской общины в России на разных этапах ее исторического развития;
4. Раскрыть своеообразие общинных отношений в Сибири.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об альтернативных путях развития человеческой цивилизации;
- об особенности общинных отношений в Европейской России и Сибири;
- представление о социальной феноменальности крестьянства и его общинной организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать особенности формационного, цивилизационного и крестьяноведческого подходов к изучению истории;
- уметь применять альтернативные подходы к изучению истории России;
- умение выделять этапы в развитии общинных отношений великорусского крестьянства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с источниками делопроизводственного характера, вышедшими из крестьянской среды;
- анализа исследовательской литературы, связанной с крестьянской проблематикой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальность изучения крестьянства в современном мире и основные тенденции его развития.
1.1. История формирования крестьяноведения. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Современное крестьяноведение об определении понятия "крестьянства". Лекции 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Исторические перспективы развития крестьянства в современном мире. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Дореволюционная историография о крестьянской общине в Европейской России и Сибири.
2.1. Западники и славянофилы об исторических судьбах крестьянской общины. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Основные направления народнической историографии общины. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Формирование марксистско-формационного подхода к изучению крестьянской общины. Макркс, Энгельс и Ленин о судьбах русской общины. Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Крестьянская община в XVIII - первой половине XIX в.
3.1. Функции и структура управления общиной. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Принципы общинной жизни, личность и внутриобщинные отношения. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Крестьянская община во второй половине XIX - начале XX в.
4.1. Изменение структуры и управления общиной в пореформенное время. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Эволюция функции и принципов общинной жизни. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.3. Столыпинская аграрная реформа и община. Крестьянская община к 1917 г. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Крестьянская община в Сибири в дореформенное время.
5.1. Роль общинных отношений в процессе колонизации Сибири. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.2. Особенности общинных отношений у государственых и приписных крестьян в Сибири Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Пореформенная крестьянская община в Сибири как "живая история великорусской об0щины".
6.1. Эволюция форм землевладения и землепользования. Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.2. Эволюция податной функции общины. Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.3. Обычное право и волостной суд у сибирских крестьян. Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.4. Структура функции и деятельность волостного и сельского самоуправления. Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.5. Традиции коллективной взаимопомощи и благотворительности у сибирских крестьян. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Актуальность исследования истории крестьянства в современном мире.
2. Крестьяноведение: определение понятий и основные направления.
3. История крестьяноведения. Крестьяне как объект умолчания.
4. Пореформенная община в России: определения понятиям, основные функции.
5. Формальное и неформальное в структуре общественного самоуправления.
6. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Европейской России.
7. Дореволюционная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири.
8. Классики марксизма о судьбах крестьянской общины в России.
9. Современная отечественная историография о крестьянской общине в Сибири и Европейской России.
10. Определение форм общинного землевладения и землепользования. Эволюция землевладения в пореформенной сибирской общине.
11. Развитие форм пользования усадьбой и выгоном.
12. Развитие форм пользования сенокосными угодьями.
13. Эволюция форм пользования пашней и лесными угодьями.
14. Структура, функции, деятельность волостного самоуправления.
15. Структура, функции, деятельность сельского самоуправления.
16. Волостной суд и судебные функции сельского самоуправления.
17. Традиции коллективной взаимопомощи в крестьянской общине.
18. Эволюция системы распространения податей и повинностей.
19. Круговая порука и борьба с «недоимками» в крестьянской общине.
20. Формальное и неформальное в структуре и деятельности крестьянской общины в Сибири.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Н. Миронов Историческая социология России в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: изба и хоромы : М. : Кучково поле, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бакшеев, А.И. Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978
Л2.2 В.А. Бердинских Русская деревня: быт и нравы : М. : Ломоносовъ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Кауфман, А.А. Община и успехи сельского хозяйства в Сибири : СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1894 biblioclub.ru
Л2.4 Кауфман, А.А. Крестьянская община в Сибири : СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1897 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
Научная билиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Электоронная библиотека АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://altlib.ru/
Электронная библиотека АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.