Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 16 | 14 | 16 |
Практические | 18 | 20 | 18 | 20 |
Сам. работа | 76 | 72 | 76 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является раскрытие основных особенностей советской повседневности в раннесоветский период. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-8 | способность к применению современных современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание основных категорий культуры повседневности, реалии повседневной жизни изучаемого периода, ориентироваться в основных направлениях изучения культуры повседневности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные теоретические знания к анализу повседневности; раскрыть функциональное назначение и ценностное осмысление реалий повседневной жизни изучаемого периода; -логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;-свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации-использовать полученные сведения в устной и письменной коммуникации, а также при написании магистерской диссертации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения;-теоретическими основами и методами исторической науки, категориями и концепциями, связанными с изучением историко-культурных форм, процессов, практик; способностью применять полученное знание и критически использовать методы современной исторической науки в профессиональной деятельности и социальной практике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. | ||||||
1.1. | История повседневности как новое направление современной российской историографии. Методологические принципы социальной истории. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Особенности источниковой базы изучения структур повседневности. Сводки о настроениях и доносы, воспоминания, дневники, письма и жалобы как исторические источники | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Жизненное пространство. | ||||||
2.1. | Квартирный вопрос в городе и деревне. Выселение «бывших». Дворцы, усадьбы и трущобы: заселение по социальным нормам. Коммунальный быт. Паспортная система и новое закрепощение крестьян. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Жизненное пространство. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Жизненное пространство. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экономика повседневности. | ||||||
3.1. | Структуры семейных бюджетов. Потребление и накопление в годы нэпа. Иерархия потребления в эпоху дефицита. Голод и закон «о колосках». «О вкусной и здоровой пище»: образы изобилия. Стандарты и мода в одежде и обуви. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Экономика повседневности. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Экономика повседневности. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Новая семья. | ||||||
4.1. | Теория свободной любви и ее влияние на взаимоотношения мужчины и женщины. Освобожденная женщина и сбежавшие мужья. Проблема «отцов» и «детей». Государственные институты социализации подрастающего поколения: ясли, сад, школа, вуз. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Новая семья. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Новая семья. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Идеология в частной жизни. | ||||||
5.1. | Пропаганда социализма. «Светлое будущее» и «загнивающий Запад». Культ советского государства, большевистской партии и ее вождя. «Знатные люди». Новые герои. Доносительство и репрессии. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Идеология в частной жизни. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Идеология в частной жизни. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Социальная динамика. | ||||||
6.1. | Нэпманы и рабочие, кулаки и беднота. Неравенство и социальная агрессия. «Ликвидация эксплуататорских классов». Формирование новой партийно-хозяйственной элиты советского общества. Обитатели ГУЛАГа. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Социальная динамика. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Социальная динамика. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Новая культура. | ||||||
7.1. | Ликвидация неграмотности. «Культуру – в массы». Новые книги, песни, картины, музыка и кинофильмы. Новые праздники. Досуг и развлечения. Безбожие и новая религия. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
7.2. | Новая культура. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Социальные болезни общества. | ||||||
8.1. | Социальные болезни общества.Пьянство. Проституция. Наркомания. Преступность. Азартные игры. Беспризорные. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Социальные болезни общества. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История повседневности как новое направление современной российской историографии. 2. Особенности источниковой базы изучения структур повседневности. 3. Жизненное пространство. 4. Экономика повседневности. 5. Новая семья. 6. Идеология в частной жизни. 7. Социальная динамика. 8. Новая культура. 9. Социальные болезни общества. 10. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Партийная доктрина и быт 2. Особенности повседневной жизни в период военного коммунизма 3. Особенности отдыха, развлечений в России (СССР)(1917-1927г.г.) 4. Повседневная жизнь эпохи сталинизма. 5. Снабжение ,распределение и торговля в городе и деревне в 20-е-30-е гг. 6. Жилье, организация труда и отдыха в 20-30-е гг. 7. Особенности развлечений, досуга в 20-е-30-е гг. 8. Санитария и гигиена в 20-30-е гг. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. Б. Некрасова | Отечественная история: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6 |
Л1.2 | Пивовар Е.И., Безбородов А.Б. | История СССР/РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие: | Москва: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Курс на Moodle "История советской повседневности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info История государства: http://statehistory.ru/list/ История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library Хронос: http://www.hrono.ru/ Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |