МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История советской повседневности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 16 14 16
Практические 18 20 18 20
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Евгения Валентиновна

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский Валерий Анатольевич

Рабочая программа дисциплины
История советской повседневности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является раскрытие основных особенностей советской повседневности в раннесоветский период.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-8 способность к применению современных современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных категорий культуры повседневности, реалии повседневной жизни изучаемого периода, ориентироваться в основных направлениях изучения культуры повседневности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные теоретические знания к анализу повседневности; раскрыть функциональное назначение и ценностное осмысление реалий повседневной жизни изучаемого периода; -логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;-свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации-использовать полученные сведения в устной и письменной коммуникации, а также при написании магистерской диссертации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения;-теоретическими основами и методами исторической науки, категориями и концепциями, связанными с изучением историко-культурных форм, процессов, практик; способностью применять полученное знание и критически использовать методы современной исторической науки в профессиональной деятельности и социальной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса.
1.1. История повседневности как новое направление современной российской историографии. Методологические принципы социальной истории. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Особенности источниковой базы изучения структур повседневности. Сводки о настроениях и доносы, воспоминания, дневники, письма и жалобы как исторические источники Практические 3 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Историографические, методологические и источниковедческие проблемы курса. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Жизненное пространство.
2.1. Квартирный вопрос в городе и деревне. Выселение «бывших». Дворцы, усадьбы и трущобы: заселение по социальным нормам. Коммунальный быт. Паспортная система и новое закрепощение крестьян. Лекции 3 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Жизненное пространство. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Жизненное пространство. Практические 3 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Экономика повседневности.
3.1. Структуры семейных бюджетов. Потребление и накопление в годы нэпа. Иерархия потребления в эпоху дефицита. Голод и закон «о колосках». «О вкусной и здоровой пище»: образы изобилия. Стандарты и мода в одежде и обуви. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Экономика повседневности. Практические 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Экономика повседневности. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Новая семья.
4.1. Теория свободной любви и ее влияние на взаимоотношения мужчины и женщины. Освобожденная женщина и сбежавшие мужья. Проблема «отцов» и «детей». Государственные институты социализации подрастающего поколения: ясли, сад, школа, вуз. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Новая семья. Практические 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Новая семья. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Идеология в частной жизни.
5.1. Пропаганда социализма. «Светлое будущее» и «загнивающий Запад». Культ советского государства, большевистской партии и ее вождя. «Знатные люди». Новые герои. Доносительство и репрессии. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Идеология в частной жизни. Практические 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Идеология в частной жизни. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Социальная динамика.
6.1. Нэпманы и рабочие, кулаки и беднота. Неравенство и социальная агрессия. «Ликвидация эксплуататорских классов». Формирование новой партийно-хозяйственной элиты советского общества. Обитатели ГУЛАГа. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Социальная динамика. Практические 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Социальная динамика. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Новая культура.
7.1. Ликвидация неграмотности. «Культуру – в массы». Новые книги, песни, картины, музыка и кинофильмы. Новые праздники. Досуг и развлечения. Безбожие и новая религия. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Новая культура. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Социальные болезни общества.
8.1. Социальные болезни общества.Пьянство. Проституция. Наркомания. Преступность. Азартные игры. Беспризорные. Практические 3 4 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Социальные болезни общества. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История повседневности как новое направление современной российской историографии.
2. Особенности источниковой базы изучения структур повседневности.
3. Жизненное пространство.
4. Экономика повседневности.
5. Новая семья.
6. Идеология в частной жизни.
7. Социальная динамика.
8. Новая культура.
9. Социальные болезни общества.
10. Пионерия и комсомол как средства создания «нового» человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Партийная доктрина и быт
2. Особенности повседневной жизни в период военного коммунизма
3. Особенности отдыха, развлечений в России (СССР)(1917-1927г.г.)
4. Повседневная жизнь эпохи сталинизма.
5. Снабжение ,распределение и торговля в городе и деревне в 20-е-30-е гг.
6. Жилье, организация труда и отдыха в 20-30-е гг.
7. Особенности развлечений, досуга в 20-е-30-е гг.
8. Санитария и гигиена в 20-30-е гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Б. Некрасова Отечественная история: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6
Л1.2 Пивовар Е.И., Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие: Москва: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э3 Курс на Moodle "История советской повседневности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.