МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы визуальной коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д. иск., декан, Л.И. Нехвявдович

Рабочая программа дисциплины
Основы визуальной коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о средствах и функциях визуальной коммуникации, тенденциях визуальной культуры как среды дизайн-проектирования, в том числе как контекста проектирования объектов цифрового дизайна

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: Способен проектировать дизайн пользовательского интерфейса по концепции или готовому образцу с учетом потребностей пользователей и особенностей пользовательского поведения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды визуальной коммуникации в городском культурном пространстве, формы презентации профессионального имиджа в сети Интернет, основы публикации визуального контента, современные виды визуализации информации, особенности развития современной художественной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.искать и использовать визуальную информацию в процессе дизайн-проектирования, определять современные тенденции развития визуальной культуры,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опыт проектирования объектов цифрового дизайна с учетом средств и задач визуальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие визуальной коммуникации
1.1. Современные средства коммуникации. Визуальная коммуникация. Имидж как метод визуальной коммуникации. Мультимедийные средства визуальной коммуникации. Лекции 8 4 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.2, Л2.5, Л2.6
1.2. Основы использования визуальной информации в современных сетевых технологиях Лекции 8 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
1.3. Визуальные коммуникации в пространстве современного города Практические 8 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
1.4. Отбор и аннотирование публикаций по темам дисциплины Сам. работа 8 12 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.4
Раздел 2. Многообразие средств визуальной коммуникации
2.1. Фотография в мировой культуре: краткий исторический экскурс Лекции 8 4 ПК-5 Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.2. Язык фотографии и видео: визуальные приемы и коммуникация Лекции 8 2 ПК-5 Л2.1, Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.3. Типографика и шрифт как средство коммуникации Практические 8 2 ПК-5 Л2.1, Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.4. Изучение источников по теории фотографии Сам. работа 8 18 ПК-5 Л2.1, Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.5. Визуальная коммуникация в городской среде Практические 8 2 ПК-5 Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.6. Выполнение серии фотографий, демонстрирующих примеры визуальной коммуникации в городской среде Сам. работа 8 8 ПК-5 Л1.5, Л3.2, Л2.5
2.7. Понятие визуализации. Инфографика как метод визуализации информации Лекции 8 2 ПК-5 Л1.4, Л3.2, Л2.6
2.8. Визуальная коммуникация в рекламе Практические 8 2 ПК-5 Л1.3, Л3.2, Л2.6
2.9. Творческая работа: создание афиши к кинофильму Сам. работа 8 10 ПК-5 Л1.3, Л3.2, Л2.6
2.10. Новые формы визуальной коммуникации: технологии дополненной и виртуальной реальности Практические 8 4 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л3.2
Раздел 3. Имидж как коммуникация
3.1. Понятие имиджа. Коммуникативные функции имиджа Лекции 8 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л3.2
3.2. Визуальный имидж бренда и имидж корпорации Лекции 8 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.2
3.3. Визуальный имидж в виртуальной среде. Практические 8 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.2
3.4. Эссе "Костюм - это высказывание" Сам. работа 8 15 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.2
Раздел 4. Современные формы визуального искусства как коммуникация
4.1. Виды современного искусства. Формы визуального искусства в контексте постмодернистской парадигмы Практические 8 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л3.2, Л2.5, Л2.6
4.2. Коммуникативная функция искусства на примере художественной практики ХХ столетия Практические 8 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л3.2, Л2.5, Л2.6
4.3. Самостоятельная работа в электронном курсе, направленная на осмысление полученного опыта Сам. работа 8 9 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л3.2, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   fos ssvc mag iki.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115024
Л1.2 Онокой Л.С. Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие ИД Форум: ИНФРА-М, 2011 ЭБС http://znanium.com/go.php?id=241862
Л1.3 Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: Учебное пособие Бином. Лаборатория знаний // ЭБС "Лань", 2012
Л1.4 Рэнди Крам Инфографика. Визуальное представление данных: СПб.: Питер, 2015
Л1.5 Семендяева О.В. Аудиовизуальные технологии обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие КГУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232473
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии: Серия "Учебники и учебные пособия" URSS, 2005
Л2.2 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: М.: Директ-медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007
Л2.3 Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры : М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003
Л2.4 Сидорова В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания.: М., Гуманитарный центр, 2012
Л2.5 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: М.: Архитектура-С, 2012
Л2.6 М. М. Назаров, М. А. Папантиму Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации. Опыт междисциплинарного исследования: Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации. Опыт междисциплинарного исследования М. : [ЛИБРОКОМ], 2009, М. : [ЛИБРОКОМ], 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шестакова И.В. Визуальное искусство. История кино России.: Программа и учебно-методические материалы для студентов факультета искусств Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4982
Л3.2 В.А. Красильникова Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие М.: Директ-Медиа, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.pinterest.com
Э2 www.tineye.com
Э3 www.slideshare.com
Э4 www.instagram.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс направлен на формирование готовности использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности, способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования. Цель — развитие визуальной и информационной культуры с целью личностного и профессионального самоопределения. Учебный курс включает лекции и практические занятия, задания для самостоятельной работы, тестирование. В электронном курсе представлены материалы для дополнительного изучения, ссылки на Интернет-ресурсы.