МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы типографики и верстки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, П.В. Запольский

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы типографики и верстки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационные ресурсы, онлайн-проекты, отражающие перспективы и тенденции развития современной шрифтовой культуры и верстки, роль типографики и верстки в проектировании дизайна интерфейса информационных систем, тенденции и перспективы развития типографики и верстки
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмысливать накопленный опыт в сфере типографики и шрифта, работать с программным обеспечением для верстки интерфейса информационной системы, сочетать шрифтовые и композиционные решения с художественной и технической графикой в дизайн-проекте интерфейса информационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования информационных ресурсов, онлайн-проектов для профессионального развития в области типографики и верстки, навыки модульного проектирования дизайна интерфейса, навыками подбора шрифтов и вертски для проекта дизайна интерфейса пользователя информационной системы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы типографики
1.1. Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 5 9 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма Лекции 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Общие законы композиции в типографике Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Основные примеры работы с текстом Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. Сам. работа 5 16 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Различные приемы оформления текста Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. Сам. работа 5 16 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна
2.1. Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Назначение и классификация шрифтов Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта Сам. работа 5 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне
3.1. Понятие верстки и модульного проектирования Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. История верстки в графическом дизайне Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Подготовка текстовой и графической информации к верстке Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.5. Основные этапы работы над версткой дизайн-проекта Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Применение HTML для верстки Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Применение CSS для верстки Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.8. Понятие модульной сетки Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Анализ модульной сетки сайта Сам. работа 5 6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.10. Экзамен 5 27 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Молочков В. П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Webref: руководства по веб-технологиям webref.ru
Э2 Caniuse: руководство по HTML и CSS caniuse.com
Э3 GridCalculator gridcalculator.dk
Э4 Grid Designer grid.mindplay.dk
Э5 Типомания: онлайн-словарь терминов typo.mania.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
NETBEANS
Eclipse
Adobe Creative Suite
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.