МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1: Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними
УК-2.2: Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты; оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта
УК-2.3: Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм
УК-2.4: Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
УК-2.5: Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современное состояние естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания о современном состоянии естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обоснования научной картины мира, полученными в процессе изучения естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства Лекции 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, цели и принципы социального государства Сам. работа 3 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и модели социальной политики. Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие и модели социальной политики. Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 3 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты социальной политики Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.8. Субъекты социальной политики Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.9. Субъекты социальной политики Сам. работа 3 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.1. Система социальной защиты населения Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Система социальной защиты населения Практические 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Система социальной защиты населения Сам. работа 3 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.4. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Лекции 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.5. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Практические 3 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.6. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 3 14 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Основные направления социальной политики муниципальных органов власти.
2. Роль местного самоуправления в формировании социального государства.
3. Социальная политика в странах Евросоюза.
4. Влияние миграционных процессов на изменения социальной политики стран Запада.
5. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
6. Современные представления о сущности социального государства.
7. Принципы социального государства и их обоснование.
8. Приоритетные направления деятельности социального государства.
9. Важнейшие признаки социального государства.
10. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.
11. Особенности корпоративной модели социального государства.
12. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.
13. Значение концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.
14. Причины, затрудняющие становление социального государства.
15. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.
16. Правовое государство как юридическая основа формирования социального государства.
17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.
18. Демократический режим власти в социальном государстве.
19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.
20. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.
21. Важнейшие цели социальной политики социального государства.
22. Субъекты социальной политики социального государства.
23. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.
24. Понятие и признаки социальной ответственности государства.
25. Основные направления социальной политики бизнес-структур.
26. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
27. Критерии эффективности социальной политики социального государства.
28. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы.
29. Социальная защита населения в социальном государстве.
30. Государственная политика занятости в социальном государстве.
31. Государственная политика социального государства в сфере здравоохранения.
32. Государственная политика социального государства в сфере образования.
Практические задания:
1. Ниже приведены два утверждения о понятии «Социальное государство». С каким из данных утверждений вы согласны, а с каким нет. Аргументируйте свой ответ, основываясь на полученных Вами знаниях.
1) «Социальное государство – это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения».
2) «Социальное государство - это государство, которое защищает политические права и свободы, предотвращает и успешно разрешает общественные конфликты».
2. Студент К., определяя основные признаки социального государства, назвал среди прочих демократическую организацию государственной власти, правовое развитие государства, высокий нравственный уровень граждан. Студент О. указал, что к таковым признакам относятся наличие у государства цели - установление всеобщего блага, ярко выраженная социальная направленность политики государства, наличие развитого социального законодательства.
Озвучьте признаки социального государства, исходя из текста. Укажите два признака, которых нет в тексте.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных слов (словосочетаний) представленного ниже ряда. Запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор:
1) Общественная организация; 2) Профсоюз; 3) Центр социальной помощи семье и детям; 4) Субъекты социальной политики; 5) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 6) Благотворительный фонд.
Ответ: _____________________
4. Перечислите субъекты и объекты социальной политики России (не менее 3-х). Как вы оцениваете эффективность деятельности субъектов социальной политики России? Свой ответ аргументируйте.
5. В чем, по-вашему, сходство правового и социального государства? Может ли в настоящее время существовать социально-правовое государство? Приведите примеры социально-правового государства, если такие есть. Свой ответ аргументируйте.
6. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политика в области (А)___________________ хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Политика государства в области (Б)____________________ сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях: предотвращение массовых эпидемий; обеспечение доступности (В)____________________ и своевременной медицинской помощи; пропаганда здорового образа жизни.
Следует отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом (Г)___________________ политики, как регулирование (Д)________________ населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг.
(Е)________________________ система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального (Ж)____________________ и основных механизмом социальной (З)_________________ работников в условиях рыночной экономики является социальное (И)__________________».
Здравоохранение; защита; обеспечение; жилищный; доходы; социальный; государственный; страхование; качественный.
7. Заполните таблицу. Распределите характеристики правового и социального государства из ниже перечисленных:
Наличие развитого гражданского общества; достойный уровень заработной платы трудоспособного граждан; суверенитет народа; воплощение в жизнь нравственных предписаний общества; разделение властей; высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей; реальность прав и свобод гражданина; хорошая система образования, здравоохранения и др.; минимизация социальных различий; верховенство правового закона; реализация социальной справедливости; взаимная ответственность государства и личности.
Правовое Социальное








5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
Э13 Курс в moodle "Основы социального государства копия 1" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3723
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.