Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 118 | 118 | 118 | 118 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.
1.1. | формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-2.1 | Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними |
УК-2.2 | Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты; оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта |
УК-2.3 | Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм |
УК-2.4 | Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, при необходимости корректирует способы решения задач |
УК-2.5 | Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современное состояние естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания о современном состоянии естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками обоснования научной картины мира, полученными в процессе изучения естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Становление и особенности социального государства | ||||||
1.1. | Сущность, цели и принципы социального государства | Лекции | 3 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сущность, цели и принципы социального государства | Практические | 3 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сущность, цели и принципы социального государства | Сам. работа | 3 | 18 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Понятие и модели социальной политики. | Лекции | 3 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Понятие и модели социальной политики. | Практические | 3 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Понятие и модели социальной политики. | Сам. работа | 3 | 16 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Субъекты социальной политики | Лекции | 3 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Субъекты социальной политики | Практические | 3 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Субъекты социальной политики | Сам. работа | 3 | 16 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве | ||||||
2.1. | Система социальной защиты населения | Лекции | 3 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Система социальной защиты населения | Практические | 3 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Система социальной защиты населения | Сам. работа | 3 | 16 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Лекции | 3 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Практические | 3 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Сам. работа | 3 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Основные направления социальной политики муниципальных органов власти. 2. Роль местного самоуправления в формировании социального государства. 3. Социальная политика в странах Евросоюза. 4. Влияние миграционных процессов на изменения социальной политики стран Запада. 5. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. 6. Современные представления о сущности социального государства. 7. Принципы социального государства и их обоснование. 8. Приоритетные направления деятельности социального государства. 9. Важнейшие признаки социального государства. 10. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки. 11. Особенности корпоративной модели социального государства. 12. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения. 13. Значение концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества. 14. Причины, затрудняющие становление социального государства. 15. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства. 16. Правовое государство как юридическая основа формирования социального государства. 17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния. 18. Демократический режим власти в социальном государстве. 19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран. 20. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений. 21. Важнейшие цели социальной политики социального государства. 22. Субъекты социальной политики социального государства. 23. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства. 24. Понятие и признаки социальной ответственности государства. 25. Основные направления социальной политики бизнес-структур. 26. Особенности проявления социальной ответственности гражданина. 27. Критерии эффективности социальной политики социального государства. 28. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы. 29. Социальная защита населения в социальном государстве. 30. Государственная политика занятости в социальном государстве. 31. Государственная политика социального государства в сфере здравоохранения. 32. Государственная политика социального государства в сфере образования. Практические задания: 1. Ниже приведены два утверждения о понятии «Социальное государство». С каким из данных утверждений вы согласны, а с каким нет. Аргументируйте свой ответ, основываясь на полученных Вами знаниях. 1) «Социальное государство – это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения». 2) «Социальное государство - это государство, которое защищает политические права и свободы, предотвращает и успешно разрешает общественные конфликты». 2. Студент К., определяя основные признаки социального государства, назвал среди прочих демократическую организацию государственной власти, правовое развитие государства, высокий нравственный уровень граждан. Студент О. указал, что к таковым признакам относятся наличие у государства цели - установление всеобщего блага, ярко выраженная социальная направленность политики государства, наличие развитого социального законодательства. Озвучьте признаки социального государства, исходя из текста. Укажите два признака, которых нет в тексте. 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных слов (словосочетаний) представленного ниже ряда. Запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор: 1) Общественная организация; 2) Профсоюз; 3) Центр социальной помощи семье и детям; 4) Субъекты социальной политики; 5) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 6) Благотворительный фонд. Ответ: _____________________ 4. Перечислите субъекты и объекты социальной политики России (не менее 3-х). Как вы оцениваете эффективность деятельности субъектов социальной политики России? Свой ответ аргументируйте. 5. В чем, по-вашему, сходство правового и социального государства? Может ли в настоящее время существовать социально-правовое государство? Приведите примеры социально-правового государства, если такие есть. Свой ответ аргументируйте. 6. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Политика в области (А)___________________ хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Политика государства в области (Б)____________________ сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях: предотвращение массовых эпидемий; обеспечение доступности (В)____________________ и своевременной медицинской помощи; пропаганда здорового образа жизни. Следует отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом (Г)___________________ политики, как регулирование (Д)________________ населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. (Е)________________________ система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального (Ж)____________________ и основных механизмом социальной (З)_________________ работников в условиях рыночной экономики является социальное (И)__________________». Здравоохранение; защита; обеспечение; жилищный; доходы; социальный; государственный; страхование; качественный. 7. Заполните таблицу. Распределите характеристики правового и социального государства из ниже перечисленных: Наличие развитого гражданского общества; достойный уровень заработной платы трудоспособного граждан; суверенитет народа; воплощение в жизнь нравственных предписаний общества; разделение властей; высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей; реальность прав и свобод гражданина; хорошая система образования, здравоохранения и др.; минимизация социальных различий; верховенство правового закона; реализация социальной справедливости; взаимная ответственность государства и личности. Правовое Социальное |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова | Социальная политика : | М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П.П. Салтыкова | Социальная политика государства и пути её реализации: | М.: Лаборатория книги , 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org | |||
Э2 | 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info | |||
Э3 | 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru | |||
Э4 | 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru | |||
Э5 | 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org | |||
Э6 | 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/ | |||
Э7 | 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru | |||
Э8 | 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru / | |||
Э9 | 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru | |||
Э10 | 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru | |||
Э11 | 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru | |||
Э12 | 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup | |||
Э13 | Курс в moodle "Основы социального государства копия 1" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |