МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современное состояние естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания о современном состоянии естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обоснования научной картины мира, полученными в процессе изучения естественных, философских и социально-гуманитарных наук, позволяющих определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства Лекции 3 4 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства Практические 3 4 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, цели и принципы социального государства Сам. работа 3 14 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и модели социальной политики. Лекции 3 2 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие и модели социальной политики. Практические 3 4 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 3 14 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты социальной политики Лекции 3 2 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Субъекты социальной политики Практические 3 4 УК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Субъекты социальной политики Сам. работа 3 14 УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.1. Система социальной защиты населения Лекции 3 2 УК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Система социальной защиты населения Практические 3 6 УК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Система социальной защиты населения Сам. работа 3 14 УК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Лекции 3 6 УК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Практические 3 6 УК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 3 12 УК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Основные направления социальной политики муниципальных органов власти.
2. Роль местного самоуправления в формировании социального государства.
3. Социальная политика в странах Евросоюза.
4. Влияние миграционных процессов на изменения социальной политики стран Запада.
5. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
6. Современные представления о сущности социального государства.
7. Принципы социального государства и их обоснование.
8. Приоритетные направления деятельности социального государства.
9. Важнейшие признаки социального государства.
10. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.
11. Особенности корпоративной модели социального государства.
12. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.
13. Значение концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.
14. Причины, затрудняющие становление социального государства.
15. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.
16. Правовое государство как юридическая основа формирования социального государства.
17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.
18. Демократический режим власти в социальном государстве.
19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.
20. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.
21. Важнейшие цели социальной политики социального государства.
22. Субъекты социальной политики социального государства.
23. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.
24. Понятие и признаки социальной ответственности государства.
25. Основные направления социальной политики бизнес-структур.
26. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
27. Критерии эффективности социальной политики социального государства.
28. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы.
29. Социальная защита населения в социальном государстве.
30. Государственная политика занятости в социальном государстве.
31. Государственная политика социального государства в сфере здравоохранения.
32. Государственная политика социального государства в сфере образования.
Практические задания:
1. Ниже приведены два утверждения о понятии «Социальное государство». С каким из данных утверждений вы согласны, а с каким нет. Аргументируйте свой ответ, основываясь на полученных Вами знаниях.
1) «Социальное государство – это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения».
2) «Социальное государство - это государство, которое защищает политические права и свободы, предотвращает и успешно разрешает общественные конфликты».
2. Студент К., определяя основные признаки социального государства, назвал среди прочих демократическую организацию государственной власти, правовое развитие государства, высокий нравственный уровень граждан. Студент О. указал, что к таковым признакам относятся наличие у государства цели - установление всеобщего блага, ярко выраженная социальная направленность политики государства, наличие развитого социального законодательства.
Озвучьте признаки социального государства, исходя из текста. Укажите два признака, которых нет в тексте.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных слов (словосочетаний) представленного ниже ряда. Запишите цифру, под которой оно указано. Обоснуйте свой выбор:
1) Общественная организация; 2) Профсоюз; 3) Центр социальной помощи семье и детям; 4) Субъекты социальной политики; 5) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 6) Благотворительный фонд.
Ответ: _____________________
4. Перечислите субъекты и объекты социальной политики России (не менее 3-х). Как вы оцениваете эффективность деятельности субъектов социальной политики России? Свой ответ аргументируйте.
5. В чем, по-вашему, сходство правового и социального государства? Может ли в настоящее время существовать социально-правовое государство? Приведите примеры социально-правового государства, если такие есть. Свой ответ аргументируйте.
6. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политика в области (А)___________________ хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Политика государства в области (Б)____________________ сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях: предотвращение массовых эпидемий; обеспечение доступности (В)____________________ и своевременной медицинской помощи; пропаганда здорового образа жизни.
Следует отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом (Г)___________________ политики, как регулирование (Д)________________ населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг.
(Е)________________________ система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального (Ж)____________________ и основных механизмом социальной (З)_________________ работников в условиях рыночной экономики является социальное (И)__________________».
Здравоохранение; защита; обеспечение; жилищный; доходы; социальный; государственный; страхование; качественный.
7. Заполните таблицу. Распределите характеристики правового и социального государства из ниже перечисленных:
Наличие развитого гражданского общества; достойный уровень заработной платы трудоспособного граждан; суверенитет народа; воплощение в жизнь нравственных предписаний общества; разделение властей; высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей; реальность прав и свобод гражданина; хорошая система образования, здравоохранения и др.; минимизация социальных различий; верховенство правового закона; реализация социальной справедливости; взаимная ответственность государства и личности.
Правовое Социальное








5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
Э13 Курс в moodle "Основы социального государства копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.