МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1 Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними
УК-2.2 Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты; оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта
УК-2.3 Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм
УК-2.4 Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
УК-2.5 Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы правовых теорий различных стран мира, позволяющие их использование в различных формах жизнедеятельности

3.2.Уметь:
3.2.1.применять правовые знания в различных сферах жизнедеятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства. Понятие и модели социальной политики. Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства.Понятие и модели социальной политики. Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, цели и принципы социального государства. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 2 48 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
1.4. Субъекты социальной политики Сам. работа 2 48 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.1. Система социальной защиты населения. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Лекции 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Система социальной защиты населения.Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Система социальной защиты населения.Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 2 36 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
2. Современные представления о сущности социального государства.
3. Принципы социального государства и их обоснование.
4. Приоритетные направления деятельности социального государства.
5. Важнейшие признаки социального государства.
6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.
7. Особенности корпоративной модели социального государства.
8. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.
9. Значение концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.
10. Причины, затрудняющие становление социального государства.
11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.
12. Понятие и признаки правового государства.
13. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.
14. Демократический режим власти в социальном государстве.
15. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.
16. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.
17. Важнейшие цели социальной политики социального государства.
18. Субъекты социальной политики социального государства.
19. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.
20. Понятие и признаки социальной ответственности государства.
21. Основные направления социальной политики бизнес-структур.
22. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
23. Критерии эффективности социальной политики социального государства.
24. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы.
25. Социальная защита населения в социальном государстве.
26. Государственная политика занятости в социальном государстве.
27. Государственная политика социального государства в сфере здравоохранения.
28. Государственная политика социального государства в сфере образования.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое социальное государство, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, социальное государство — это правовое государство развитого гражданского общества, а по мнению Петрова — это государство, стремящиеся к обеспечению достойных условий существования своих граждан. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя высшие ценности социального государства, назвал среди прочих гражданина данного государства и общество в целом. Студент Петров указал, что к таковым относятся отдельные социальные группы и граждане другого государства. Перечислите высшие ценности социального государства.
3. Соотнесите понятия «демократическое» и «социальное» государство.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
Э13 Курс в moodle «Основы социального государства (ОЗО)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.