МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное партнерство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное партнерство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций в области организации социального партнерства субъектов, освоение методологических и прикладных подходов к анализу социального партнерства в обществе, формирование на этой основе у студентов знаний,умений и навыков,необходимых для практического применения и регулирования вопросов, возникающих в связи с участием в отношениях социального партнерства,а также для разработки и принятия специальных социальных программ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы становления и развития социального партнерства,систему основных научных понятий и категорий социального партнерства,эволюцию представлений о социальном партнерстве в обществе,основные технологии социального партнерства;
- основные приемы формулирования целей и задач научных исследований в области конфликтологии в контексте осуществления социального партнерства в современном российском обществе;
- как анализировать социально-значимые процессы и проблемы, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, используя категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять анализ форм социального партнерства, определять технологии его реализации;
- анализировать социально-значимые процессы и проблемы, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, используя категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пользования понятийно-категориальным аппаратом конфликтологии,проведения исследований партнерских отношений, анализа технологии социального партнерства;
- самостоятельной работы по организации научно-исследовательской деятельности,в том числе проектными работами и управлением исследовательским коллективом;
- использования технологий социального партнерства;
- анализа социально-значимых процессов и проблем, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- применения методологии междисциплинарного анализа конфликта и мира, используя категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социального партнерства
1.1. Субъекты социального партнерства: социально-правовой статус и проблемы представительства Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Субъекты социального партнерства: социально-правовой статус и проблемы представительства Практические 7 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Субъекты социального партнерства: социально-правовой статус и проблемы представительства Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Принципы социального партнерства Лекции 7 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Принципы социального партнерства Практические 7 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Принципы социального партнерства Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальное партнерство в организации в организации
2.1. Участие работников в управлении организацией Лекции 7 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Участие работников в управлении организацией Практические 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Участие работников в управлении организацией Сам. работа 7 36 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Коллективные договоры и соглашения Лекции 7 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Коллективные договоры и соглашения Практические 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Коллективные договоры и соглашения Сам. работа 7 13 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету
Перечень теоретических вопросов:
1. Социальное партнерство как идеологическая концепция и научная категория.
2. Зарождение и развитие социального партнерства в зарубежных странах и в России.
3. Модели социального партнерства.
4. Система, уровни и формы социально-партнерских отношений в России и на международном уровне.
5. Социальное партнерство в условиях глобализации.
6. Правовое положение профессиональных союзов в отношениях социального партнерства.
7. Представители работодателей: понятие, статус и роль в регулировании социально-трудовых отношений.
8. Теоретические и практические проблемы положения государства в системе социального партнерства.
9. Создание и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонних комиссий субъектов федерации.
10. Органы социального партнерства, создаваемые на локальном уровне.
11. Общая характеристика принципов социального партнерства.
12. Практические проблемы реализации принципа свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений.
13. Понятие и виды ответственности в системе социального партнерства, анализ эффективности законодательства об ответственности.
14. Организация, порядок и сроки проведения коллективных переговоров.
15. Проблемы проведения коллективных переговоров при множественности представителей работников и работодателей.
16. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в ведении коллективных переговоров.
17. Теоретические и практические проблемы реализации соглашений, достигнутых в ходе коллективных переговоров.
18. Коллективные договоры и соглашения: понятие, правовая природа и порядок заключения.
19. Сфера действия коллективных договоров и соглашений.
20. Процедуры заключения и распространения соглашений, их роль в регулировании социально-трудовых отношений в России.
21. Заключение соглашений на международном уровне. Корпоративная социальная ответственность.
22. Основные формы участия работников в управлении организацией.
23. Учет мнения представительного органа работников.
24. Проведение с работодателем консультаций представительными органами работников по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
25. Право на получение информации от работодателя по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
26. Роль механизмов социального партнерства в предупреждении трудовых споров.
27. Индивидуальные трудовые споры как виды трудовых конфликтов: пути разрешения.
28. Возможности участия представителей сторон социального партнерства в разрешении индивидуальных трудовых споров.
29. Законодательство России о коллективных трудовых спорах: исторический и сравнительно-правовой анализ.
30. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения в России.
31. Особенности примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров. Право на забастовку и его ограничения.
32. Регулирование и практические проблемы проведения забастовок.

Практические задания:
1. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
• правовое положение профессиональных союзов и иных представителей работников в отношениях социального партнерства;
• особенности создания и правового статуса профессиональных союзов;
• право профсоюзов на представительство интересов своих членов и иных работников;
• роль профсоюзов в системе социального партнерства;
• общая характеристика права профсоюзов на участие в коллективных переговорах и разрешении трудовых споров и конфликтов.
2. В ОАО «Ростелеком» проводились переговоры по заключению коллективного договора. В ходе переговоров представитель работодателя передал представителям работников, являвшимся членами комиссии по заключению коллективного договора, данные о финансовых итогах работы ОАО за предыдущие несколько лет, данных о размерах начислявшейся заработной платы всем сотрудникам организации, планах развития на следующий год, подписанных договорах и др. Члены комиссии со стороны работников сообщили некоторые из полученных данных работникам ОАО – членам профсоюза, представителями которого они являлись. Представители ОАО «Ростелеком» посчитали, что допущено разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, заявили, что потребуют привлечения представителей профсоюза к ответственности, и отказались от дальнейшего ведения переговоров. Представители работников заявили, что в этом случае они считают необходимым подписать протокол разногласий, на основании которого они начнут разрешение коллективного трудового спора. Оцените действия сторон. Допущено ли разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну? Возможно ли привлечение к ответственности за разглашение подобных сведений? Обоснованны ли намерения представителей работников с точки зрения положений российского законодательства?
3. Назовите имена известных зарубежных и российских мыслителей XIX – XX вв., внесших заметный вклад в разработку теории социального партнерства.
4. Изучите нормативную базу и литературу о коллективных договорах и соглашениях.
5. Проанализируйте конкретный текст коллективного договора для участия в совместном обсуждении его на семинаре.
6. Назовите основные причины трудовых конфликтов в организации.
7. Какие формы протеста работников в организации могут считаться незаконными?
8. Каков механизм действия социального партнёрства на конкретном предприятии?
9. Изучите зарубежный опыт участия работников в управлении организацией.
10. Изучите комплекс положений законодательства, практики и предлагаемых концепций участия в управлении организацией в России
11. Назовите возможные пути совершенствования механизмов участия работников в управлении организацией в России.
12. Оцените степень вероятности стихийных массовых выступлений в обществе в современный период.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Междисциплинарное понимание термина «социальное партнерство».
2. Социальное партнерство как тип социально-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Социальное партнерство как идеология цивилизованного развития общества с рыночной экономикой.
4. Становление социального партнерства в России в условиях перехода к рыночной экономике (или на примере другой страны).
5. Экономические реформы в России и проблема социального партнерства.
6. Социально-экономические предпосылки формирования социального партнерства.
7. Роль и задачи государства в становлении и развитии социального партнерства.
8. Роль Международной организации труда (МОТ) в развитии социального партнерства.
9. Основные принципы и сферы реализации социального партнерства.
10. Специфические черты процесса становления социального партнерства в России на современном этапе (или на примере другой страны).
11. Региональный опыт становления и развития социального партнерства в России (или на примере другой страны).
12. Субъекты социального партнерства, их роль и место в системе социально-трудовых отношений демократического общества.
13. Профсоюзы как субъект системы социального партнерства.
14. Общероссийский профсоюз, его роль и функции, содержание работы в системе социального партнерства.
15. Общероссийские объединения (ассоциации) профессиональных союзов, их структура, функции, роль в системе социального партнерства.
16. Разработка и заключение коллективного договора на предприятии, контроль над его выполнением.
17. Опыт подготовки и заключения соглашений между объединениями предпринимателей, объединениями работников и представителями государственных органов.
18. Союзы предпринимателей, их роль и содержание деятельности в системе социального партнерства.
19. Трипартизм как инструмент социального партнерства.
20. Правовая база развития социального партнерства в России.
21. Российская модель социального партнерства.
22. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РФ.
23. Роль социального партнерства в решении проблем управления персоналом.
24. Международный опыт развития социального партнерства, возможность его использования в России (или на примере одной страны).
25. Опыт становления социального партнерства при переходе к рыночной экономике в странах Восточной Европы.
26. Мировые модели социального партнерства, их специфические черты (или на примере одной страны).
27. Международный опыт заключения коллективных соглашений (или на примере одной страны).
28. Социальное партнерство в транснациональных корпорациях.
29. Социальное партнерство в условиях глобализации: тенденции, противоречия.
30. Мировой опыт финансового участия работников в прибыли предприятия.
31. Участие работников в управлении предприятием.
32. Социальные конфликты, причины и формы их разрешения в рамках трудовых коллективов.
33. Понятие и виды трудовых споров. Принципы рассмотрения трудовых споров.
34. Порядок создания и деятельности комиссии по трудовым спорам. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров.
35. Коллективные трудовые споры и примирительные процедуры. Забастовки. Правовое регулирование забастовок.
36. Коллективные переговоры как основное средство достижения компромисса между представителями работников и работодателей.
37. Порядок ведения и предмет коллективных переговоров. Участники переговоров, их права и обязанности.
38. Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
Л1.2 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грибов, В. Д. Управленческая деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017
Л2.2 Антонова Н. В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46605
Э2 http://www.uspu.ru/specialnosti/107/465
Э3 http://www.e-joe.ru/sod/96/1_96/st037.html
Э4 http://www.ffsn.bsu.by/infocom/mazanik/
Э5 Курс в moodle «Социальное партнерство» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.