Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | ознакомление с ее основными принципами и понятиями, особенностями эт-носоциальных проблем в российском обществе. Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2.1 | Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях |
ОПК-2.2 | Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
ОПК-2.3 | Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | научные теории, концепции, подходы и объяснительные модели социологии, с помощью которых способен анализировать и описывать проблемы этносоциологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и объяснять социальные явления в области этносоциологии на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска, анализа и представления, и подготовки аналитической информации об исследуемых явлениях в области этносоциологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основания этносоциологии | ||||||
1.1. | Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей | Практические | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | Практические | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Социальная культура этнических общностей | Сам. работа | 3 | 25 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности; этнические аспекты миграционных процессов | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Предмет этносоциологии. История научной дисциплины; связь с другими «теориями среднего уровня». 2. Дискуссионность центральной категории этносоциологических исследований – понятия этнос. Основные подходы в трактовке понятий этнос и этничность. Функции этничности. 3. Понятия этническая самоидентификация и этническая идентичность. Основания этнической идентичности. Факторы изменения этнической идентичности. 4. Формирование этнической самоидентификации: гипотезы, стратегия исследования и основные результаты построения качественной регрессионной модели этнической идентичности. 5. Основные теории этноса. 6. Примордиалистская теория этноса: основные направления и центральные положения. 7. Инструменталистская трактовка этничности. 8. Конструктивистский подход к пониманию этничности. 9. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. Понятие этноса. Этническая систематика: уровни и типы этнических систем. 10. Формы межэтнических отношений. 11. Этнические конфликты: классификация и причины возникновения. 12. Этноконфликты в различные исторические эпохи. 13. Причины этноконфликтов. 14. Роль международных организаций в урегулировании этнических конфликтов. 15. Этнические аспекты миграционных процессов. Профессиональная и брачная миграция в современной России и за ее пределы. 16. Психологическая трансформация этнической идентичности мигрантов. Понятие маргинальной этничности. 17. Этническая идентичность в переписях населения. Практические задания 1. Из предложенных суждений выберите верные и запишите. A. Этнос в некоторых языках рассматривается как синоним «расы». B. В этносе в качестве функциональных инстанций можно выделить: род, класс, племя. C. Этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение. D. В Античности и в Раннем Средневековье под этносом понимали «группу родственников». E. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Ответ: ________________________________________________ 2. Установите соответствие типов этнической идентичности с их характеристиками. A. Этнический фанатизм 1. Образ своего народа воспринимается как положительный, проявляется соответствующее отношение к его истории, культуре, менталитету. В то же время такая этническая идентичность не направлена против других народов. B. Этнонигилизм 2. Акцентирование личности на собственную этничность, ее безусловное некритическое предпочтение, восприятие жизни других народов сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса. В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они». C. Этноцентрическая идентичность 3. Такая идентичность обычно основывается на представлениях об абсолютизации «этнического», о превосходстве своего этноса и, как следствие этого, сопровождается дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами. D. Адекватная идентичность. 4. Такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности. E. Амбивалентная этничность 5. Тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. F. Этнодоминирующая идентичность 6. Представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. При таком типе этнической идентичности люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу. G. Этническая индифферентность 7. Слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность. Ответ: _______________________________________________ 3. Что относится к основным характеристикам примордиалистской теории этноса? 1. Этнос признается изначальным свойством человеческого общества и человеческой культуры. 2. Этничность понимается как вещь, как скрытая где-то в глубинах человеческого организма материальная эссенция (скрытая сущность). 3. Данный подход на сегодняшний день является господствующим в системе социально-гуманитарных наук. 4. Большинство сторонников данной теории разделяют его на два направления: позитивистское и гетероэтническое. 5. В отечественной науке большинство авторов разделяет данную теорию на два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. 6. Общности, из которых возникают этносы — род и племя, — представляют собой «расширенные семьи», продукт развития кровнородственных связей. Ответ: __________________________________________________ 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо цифр. «…Деяния, продиктованные [1], легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Не менее отличаются они от реактивных акций, вызываемых внешними [2], например вторжением иноплеменников. Реакции, как правило, кратковременны и потому безрезультатны. Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности. Охарактеризовав в этом аспекте разные фазы [3] изучаемого этноса, мы получим данные для построения кривой пассионарного [4] с допустимым приближением, а при наличии ряда подобных подсчетов для разных этносов и лучше – [5] мы уловим общую закономерность этногенеза. Значит, для того чтобы эту закономерность уловить, надо хорошо знать историю событий, потому что история как наука об общественных отношениях отражает не эту, а совсем другую закономерность - спонтанное развитие, свойственное общественной форме движения [6]. Может возникнуть сомнение в правомерности противопоставления идее саморазвития общественной [7] движения материи - концепции с инерционным движением, постепенно затухающим, что присуще этногенезу как вариации внутри вида [8]. Казалось бы, биологические изменения человека могут проходить без [9]энергии живого вещества [10], без эффекта пассионарного напряжения. Однако в этом случае оптимальная степень адаптации к тем или иным условиям являлась бы тупиком для любого типа развития, исходом которого была в этом случае только полная гибель [11]…» (Отрывок из труда Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли»). A. Раздражителями B. Homo sapiens C. Этногенеза D. Материи E. Популяции F. Формы G. Напряжения H. Суперэтносов I. Пассионарностью J. Флуктуации K. Биосферы Ответ: ________________________________________________________ 5. Данное стихотворение иллюстрирует одну из причин межэтнических конфликтов. Назовите эту причину. Национальные идеи Воспламеняют тьму людей. «Мы – ангелы, а вы – злодеи!» – Суть этих пламенных идей. (Валентин Дмитриевич Берестов) Ответ: ____________________________________________________ 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. «В настоящее время Российская Федерация представляет собой центр миграции на постсоветском пространстве. По территории страны активно перемещаются титульные нации бывших советских республик (к примеру, украинцы и белорусы). Причины кроются в общемировом кризисе и слабой экономике этих стран, а также в неразрешенных национальных вопросах. Заметно возросла и миграция титульных народов России: чеченцев, ингушей, народов Дагестана и других. Это вызвано взрывной и нестабильной межэтнической и социальной обстановкой на территории северокавказских республик. Очень много людей переселяются вследствие вынужденной миграции. С другой стороны, благодаря стабилизации экономического и социально-политического положения в Карелии и Татарстане заметно снизился отток населения из данных субъектов РФ. Однако более всего процессы миграции затронули именно русское население. Заметный отток русских граждан отмечается из регионов Северного Кавказа, где по-прежнему высок уровень межэтнической нестабильности. Вместе с тем в границах Российской Федерации наблюдается территориальная консолидация русской нации. Для всех без исключения эмигрантов, в том числе и для русских, проблема адаптации в новой среде становится неизбежным испытанием. В большей части субъектов РФ согласно информации, получаемой от Минрегиона России и руководителей регионов Российской Федерации, прослеживается четкая закономерная связь между степенью напряженности в национальных взаимоотношениях и социально-экономическим благополучием региона. Основными причинами, порождающими межнациональные конфликты, чаще всего бывают различия в доступности социальных благ, психологическая неприязнь к «чужим», разный уровень развития, желание решить какие-либо проблемы за счет иных народностей. Социально-этнической конфронтации, предлагая разнообразные концепции, стремились найти объяснение и даже оправдание, с ее помощью пытались утвердить разные формы неравенства и насилия. В перечень подобных доктрин следует отнести в первую очередь многочисленные социально-расовые теории, например евгенизм, фашизм и т.п. Распад СССР был одной из главных причин обострения напряженности во взаимоотношениях населяющих его обширную территорию народов. Потакая своим сугубо националистическим интересам, некоторые силы в бывших союзных республиках и в России стали активно дискутировать по вопросам долгов и кто на кого должен работать. Фактически обсуждалась проблема доступности достижений культуры и социальных благ, что, как известно, напрямую зависит от уровня развития экономики всех остальных сторон общественной жизни. Конфликты, возникающие на социально-этнической почве, выступают в данном случае как форма психологического и социального несогласия с существующими негативными аспектами жизни, в чем нередко винят сторонние народы…» 1. Какие причины межнациональных конфликтов выделяет автор? 2. Какие существуют факторы, влияющие на процесс интеграции этнических мигрантов? 3. Дайте определение евгенизму. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Куканова Е. В., Павленок П. Д. | Социология: Учебное пособие для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. И. Кравченко | Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "Этносоциология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |