МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этносоциология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Этносоциология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с ее основными принципами и понятиями, особенностями эт-носоциальных проблем в российском обществе.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1 Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2 Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3 Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные теории, концепции, подходы и объяснительные модели социологии, с помощью которых способен анализировать и описывать проблемы этносоциологии
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и объяснять социальные явления в области этносоциологии на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска, анализа и представления, и подготовки аналитической информации об исследуемых явлениях в области этносоциологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания этносоциологии
1.1. Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Этносоциология как научная дисциплина. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Сам. работа 3 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Сам. работа 3 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем Сам. работа 3 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Социальная культура этнических общностей Сам. работа 3 25 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности; этнические аспекты миграционных процессов Сам. работа 3 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Экзамен 3 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предмет этносоциологии. История научной дисциплины; связь с другими «теориями среднего уровня».
2. Дискуссионность центральной категории этносоциологических исследований – понятия этнос. Основные подходы в трактовке понятий этнос и этничность. Функции этничности.
3. Понятия этническая самоидентификация и этническая идентичность. Основания этнической идентичности. Факторы изменения этнической идентичности.
4. Формирование этнической самоидентификации: гипотезы, стратегия исследования и основные результаты построения качественной регрессионной модели этнической идентичности.
5. Основные теории этноса.
6. Примордиалистская теория этноса: основные направления и центральные положения.
7. Инструменталистская трактовка этничности.
8. Конструктивистский подход к пониманию этничности.
9. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. Понятие этноса. Этническая систематика: уровни и типы этнических систем.
10. Формы межэтнических отношений.
11. Этнические конфликты: классификация и причины возникновения.
12. Этноконфликты в различные исторические эпохи.
13. Причины этноконфликтов.
14. Роль международных организаций в урегулировании этнических конфликтов.
15. Этнические аспекты миграционных процессов. Профессиональная и брачная миграция в современной России и за ее пределы.
16. Психологическая трансформация этнической идентичности мигрантов. Понятие маргинальной этничности.
17. Этническая идентичность в переписях населения.

Практические задания
1. Из предложенных суждений выберите верные и запишите.
A. Этнос в некоторых языках рассматривается как синоним «расы».
B. В этносе в качестве функциональных инстанций можно выделить: род, класс, племя.
C. Этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение.
D. В Античности и в Раннем Средневековье под этносом понимали «группу родственников».
E. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению.
Ответ: ________________________________________________
2. Установите соответствие типов этнической идентичности с их характеристиками.
A. Этнический фанатизм 1. Образ своего народа воспринимается как положительный, проявляется соответствующее отношение к его истории, культуре, менталитету. В то же время такая этническая идентичность не направлена против других народов.
B. Этнонигилизм 2. Акцентирование личности на собственную этничность, ее безусловное некритическое предпочтение, восприятие жизни других народов сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса. В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они».
C. Этноцентрическая идентичность 3. Такая идентичность обычно основывается на представлениях об абсолютизации «этнического», о превосходстве своего этноса и, как следствие этого, сопровождается дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.
D. Адекватная идентичность. 4. Такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности.
E. Амбивалентная этничность 5. Тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов.
F. Этнодоминирующая идентичность
6. Представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. При таком типе этнической идентичности люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу.
G. Этническая индифферентность 7. Слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность.

Ответ: _______________________________________________
3. Что относится к основным характеристикам примордиалистской теории этноса?
1. Этнос признается изначальным свойством человеческого общества и человеческой культуры.
2. Этничность понимается как вещь, как скрытая где-то в глубинах человеческого организма материальная эссенция (скрытая сущность).
3. Данный подход на сегодняшний день является господствующим в системе социально-гуманитарных наук.
4. Большинство сторонников данной теории разделяют его на два направления: позитивистское и гетероэтническое.
5. В отечественной науке большинство авторов разделяет данную теорию на два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое.
6. Общности, из которых возникают этносы — род и племя, — представляют собой «расширенные семьи», продукт развития кровнородственных связей.
Ответ: __________________________________________________
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо цифр.
«…Деяния, продиктованные [1], легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Не менее отличаются они от реактивных акций, вызываемых внешними [2], например вторжением иноплеменников. Реакции, как правило, кратковременны и потому безрезультатны. Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности. Охарактеризовав в этом аспекте разные фазы [3] изучаемого этноса, мы получим данные для построения кривой пассионарного [4] с допустимым приближением, а при наличии ряда подобных подсчетов для разных этносов и лучше – [5] мы уловим общую закономерность этногенеза. Значит, для того чтобы эту закономерность уловить, надо хорошо знать историю событий, потому что история как наука об общественных отношениях отражает не эту, а совсем другую закономерность - спонтанное развитие, свойственное общественной форме движения [6].
Может возникнуть сомнение в правомерности противопоставления идее саморазвития общественной [7] движения материи - концепции с инерционным движением, постепенно затухающим, что присуще этногенезу как вариации внутри вида [8]. Казалось бы, биологические изменения человека могут проходить без [9]энергии живого вещества [10], без эффекта пассионарного напряжения. Однако в этом случае оптимальная степень адаптации к тем или иным условиям являлась бы тупиком для любого типа развития, исходом которого была в этом случае только полная гибель [11]…» (Отрывок из труда Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли»).
A. Раздражителями
B. Homo sapiens
C. Этногенеза
D. Материи
E. Популяции
F. Формы
G. Напряжения
H. Суперэтносов
I. Пассионарностью
J. Флуктуации
K. Биосферы
Ответ: ________________________________________________________
5. Данное стихотворение иллюстрирует одну из причин межэтнических конфликтов. Назовите эту причину.
Национальные идеи
Воспламеняют тьму людей.
«Мы – ангелы, а вы – злодеи!» –
Суть этих пламенных идей.
(Валентин Дмитриевич Берестов)
Ответ: ____________________________________________________

6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«В настоящее время Российская Федерация представляет собой центр миграции на постсоветском пространстве. По территории страны активно перемещаются титульные нации бывших советских республик (к примеру, украинцы и белорусы). Причины кроются в общемировом кризисе и слабой экономике этих стран, а также в неразрешенных национальных вопросах. Заметно возросла и миграция титульных народов России: чеченцев, ингушей, народов Дагестана и других. Это вызвано взрывной и нестабильной межэтнической и социальной обстановкой на территории северокавказских республик. Очень много людей переселяются вследствие вынужденной миграции. С другой стороны, благодаря стабилизации экономического и социально-политического положения в Карелии и Татарстане заметно снизился отток населения из данных субъектов РФ.
Однако более всего процессы миграции затронули именно русское население. Заметный отток русских граждан отмечается из регионов Северного Кавказа, где по-прежнему высок уровень межэтнической нестабильности. Вместе с тем в границах Российской Федерации наблюдается территориальная консолидация русской нации. Для всех без исключения эмигрантов, в том числе и для русских, проблема адаптации в новой среде становится неизбежным испытанием. В большей части субъектов РФ согласно информации, получаемой от Минрегиона России и руководителей регионов Российской Федерации, прослеживается четкая закономерная связь между степенью напряженности в национальных взаимоотношениях и социально-экономическим благополучием региона.
Основными причинами, порождающими межнациональные конфликты, чаще всего бывают различия в доступности социальных благ, психологическая неприязнь к «чужим», разный уровень развития, желание решить какие-либо проблемы за счет иных народностей. Социально-этнической конфронтации, предлагая разнообразные концепции, стремились найти объяснение и даже оправдание, с ее помощью пытались утвердить разные формы неравенства и насилия. В перечень подобных доктрин следует отнести в первую очередь многочисленные социально-расовые теории, например евгенизм, фашизм и т.п.
Распад СССР был одной из главных причин обострения напряженности во взаимоотношениях населяющих его обширную территорию народов. Потакая своим сугубо националистическим интересам, некоторые силы в бывших союзных республиках и в России стали активно дискутировать по вопросам долгов и кто на кого должен работать. Фактически обсуждалась проблема доступности достижений культуры и социальных благ, что, как известно, напрямую зависит от уровня развития экономики всех остальных сторон общественной жизни. Конфликты, возникающие на социально-этнической почве, выступают в данном случае как форма психологического и социального несогласия с существующими негативными аспектами жизни, в чем нередко винят сторонние народы…»
1. Какие причины межнациональных конфликтов выделяет автор?
2. Какие существуют факторы, влияющие на процесс интеграции этнических мигрантов?
3. Дайте определение евгенизму.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куканова Е. В., Павленок П. Д. Социология: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Этносоциология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.