МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5.1 Отмечает и анализирует особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем
УК-5.2 Предлагает способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
УК-5.3 Придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.доминирующие концепции и положения социологии религии, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания в области социологии религии, помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в команде, полученными в процессе изучения курса «Социология религии», помогающие работать в команде и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Лекции 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Религия и социальная стратификация Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Сам. работа 5 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе Сам. работа 5 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Религия и социальные конфликты Сам. работа 5 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Религия и межличностные отношения Сам. работа 5 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Религия и духовная сфера общества Сам. работа 5 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Сам. работа 5 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Зачет 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Социологическое определение религии. Генезис и эволюция религии в процессе социогенезиса.
2. Специфика структуры религии, логика и обусловленность ее внутренних уровней.
3. Особенности формирования и проявления социальных функций религии.
4. Причины и условия формирования религиозных организаций.
5. Типология религиозных организаций, их сущность.
6. Специфика церкви, как религиозной организации.
7. Секта или альтернативное организованное сообщество в религиозной среде.
8. Генезис и эволюция деноминационных формирований в религиозной среде.
9. Культ, как матричная основа религиозной организации.
10. Особенности формирования и функционирования нетрадиционного культа.
11. Специфика мистериальной формы религиозной организации.
12. Социально и политически адаптированные формы филиалов религиозных организаций.
13. Причины и условия развития взаимодействия сфер религии и экономики.
14. Специфика взаимопроникновения религии и политики.
15. Понятие, типология и специфика религиозной конфликтности.
16. Социальная природа войн и религии.
17. Роль религии в формировании и спецификации межличностных отношений.
18. Значение религии в развитии традиционной и социально-эталонной систем.
19. Понятие и сущность религиозной культуры.
20. Религия и национальная культура.
21. Роль и статус религии в современном российском обществе.
22. Теоретические предпосылки развития социологии религии, как науки.
23. Конфессиональные теории социальной сущности религии.
24. Специфика трактовок связи религии с обществом в период эпохи просвещения.
25. Осмысление статуса и роли религии в работах основоположников социологии О.Конта и Г.Спенсера.
26. Генезис социологии религии, как науки.
27. Специфика социологической теории религии в трудах Э.Дюркгейма.
28. Социоантропологический подход в исследовании религии (Э.Тайлор, Дж.Фрезер, А.Леви-Брюль, Б.Малиновский).
29. Социально-психологический подход в системе исследования религии (З.Фрейд, Э.Фромм).
30. Функциональный подход в системе социологического исследования религии (Р.Мэртон, Т.Парсонс).
31. Школа формальной социологии религии (Г.Зиммель).
32. Сравнительно-исторический подход в социологии религии М.Вебера.
33. Материалистическое теоретико-методологическое направление в социологии религии (К.Маркс, Ф.Энгельс).
34. Феноменологическое направление в социологии религии (П.Бергер, Т.Лукман).
35. Новоэволюционистская концепция религии Р.Белла.
36. Предмет и методология в современной социологии религии.
37. Социология религии, как эмпирическая наука.
38. Социологические методы изучения религии.
Практические задания
№1 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.
2) Древнейшей мировой религией является буддизм.
3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.
5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.
№2 Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЗВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
А) иудаизм
Б) индуизм
В) буддизм
Г) христианство
Д) тотемизм 1) первобытная
2) мировая
3) национальная

Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам:
А Б В Г Д


№3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают функции религии:1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
№4. Почему «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам»? С опорой на текст (приведен ниже) и собственные знания дайте несколько объяснений.
Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.
Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.
№5 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа…
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и __________ (Г) в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) культура 2) вопросы 3) время
4) художественное творчество 5) общество 6) техника
7) жизненный кризис 8) субъекты 9) истинность

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е


№6 Установите соответствие между ученым и его характеристикой религии : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧЕНЫЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
А) З.Фрейд
Б) Г.Гегель
В) И.Канта
Г) К.Юнг
Д) У.Джеймс 1) религия-это «великая иллюзия»
2) религии делятся на моральные и статуарные
3) религия –это форма самопознания Абсолютного духа
4) истинность религии определяется ее полезностью
5) религия –это система психотерапии

Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам
А Б В Г Д

№7 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религиозный конфликт». План должен содержать не менее пяти пунктов, из которых четыре или более детализированы в подпунктах.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сторчак В.М., Элбакян Е.С. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М. М. Шахнович [и др.] Религиоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Социология религии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.