МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология религии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.доминирующие черты и признаки основных современных религий, полученные в процессе изучения курса «Социология религии», способствующие самостоятельному формулированию целей и постановки конкретных задач научных исследований в различных областях социологии при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии религии, используя знания о доминирующих чертах и признаках основных современных религий, при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований в области социологии религии, используя знания о доминирующих чертах и признаках основных современных религий, при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Сам. работа 5 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Религия и социальная стратификация Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Религия и социальные конфликты Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Религия и межличностные отношения Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Религия и духовная сфера общества Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Экзамен 5 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Социологическое определение религии. Генезис и эволюция религии в процессе социогенезиса.
2. Специфика структуры религии, логика и обусловленность ее внутренних уровней.
3. Особенности формирования и проявления социальных функций религии.
4. Причины и условия формирования религиозных организаций.
5. Типология религиозных организаций, их сущность.
6. Специфика церкви, как религиозной организации.
7. Секта или альтернативное организованное сообщество в религиозной среде.
8. Генезис и эволюция деноминационных формирований в религиозной среде.
9. Культ, как матричная основа религиозной организации.
10. Особенности формирования и функционирования нетрадиционного культа.
11. Специфика мистериальной формы религиозной организации.
12. Социально и политически адаптированные формы филиалов религиозных организаций.
13. Причины и условия развития взаимодействия сфер религии и экономики.
14. Специфика взаимопроникновения религии и политики.
15. Понятие, типология и специфика религиозной конфликтности.
16. Социальная природа войн и религии.
17. Роль религии в формировании и спецификации межличностных отношений.
18. Значение религии в развитии традиционной и социально-эталонной систем.
19. Понятие и сущность религиозной культуры.
20. Религия и национальная культура.
21. Роль и статус религии в современном российском обществе.
22. Теоретические предпосылки развития социологии религии, как науки.
23. Конфессиональные теории социальной сущности религии.
24. Специфика трактовок связи религии с обществом в период эпохи просвещения.
25. Осмысление статуса и роли религии в работах основоположников социологии О.Конта и Г.Спенсера.
26. Генезис социологии религии, как науки.
27. Специфика социологической теории религии в трудах Э.Дюркгейма.
28. Социоантропологический подход в исследовании религии (Э.Тайлор, Дж.Фрезер, А.Леви-Брюль, Б.Малиновский).
29. Социально-психологический подход в системе исследования религии (З.Фрейд, Э.Фромм).
30. Функциональный подход в системе социологического исследования религии (Р.Мэртон, Т.Парсонс).
31. Школа формальной социологии религии (Г.Зиммель).
32. Сравнительно-исторический подход в социологии религии М.Вебера.
33. Материалистическое теоретико-методологическое направление в социологии религии (К.Маркс, Ф.Энгельс).
34. Феноменологическое направление в социологии религии (П.Бергер, Т.Лукман).
35. Новоэволюционистская концепция религии Р.Белла.
36. Предмет и методология в современной социологии религии.
37. Социология религии, как эмпирическая наука.
38. Социологические методы изучения религии.
Практические задания
№1 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.
2) Древнейшей мировой религией является буддизм.
3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.
5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.
№2 Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЗВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
А) иудаизм
Б) индуизм
В) буддизм
Г) христианство
Д) тотемизм 1) первобытная
2) мировая
3) национальная

Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам:
А Б В Г Д


№3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают функции религии:1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
№4. Почему «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам»? С опорой на текст (приведен ниже) и собственные знания дайте несколько объяснений.
Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.
Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.
№5 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа…
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и __________ (Г) в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) культура 2) вопросы 3) время
4) художественное творчество 5) общество 6) техника
7) жизненный кризис 8) субъекты 9) истинность

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е


№6 Установите соответствие между ученым и его характеристикой религии : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧЕНЫЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
А) З.Фрейд
Б) Г.Гегель
В) И.Канта
Г) К.Юнг
Д) У.Джеймс 1) религия-это «великая иллюзия»
2) религии делятся на моральные и статуарные
3) религия –это форма самопознания Абсолютного духа
4) истинность религии определяется ее полезностью
5) религия –это система психотерапии

Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам
А Б В Г Д

№7 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религиозный конфликт». План должен содержать не менее пяти пунктов, из которых четыре или более детализированы в подпунктах.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сторчак В.М., Элбакян Е.С. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
Л2.2 М. М. Шахнович [и др.] Религиоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Социология религии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1761
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.