МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов со спецификой социологического изучения искусства и применением полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные теории, концепции, подходы и объяснительные модели социологии, с помощью которых способен анализировать и описывать проблемы современного искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и объяснять социальные явления в области социологии искусства на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска, анализа и представления, и подготовки аналитической информации об исследуемых явлениях в области социологии искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объект и предмет социологии искусства
1.1. Объект и предмет социологии искусства Лекции 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет социологии искусства Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Объект и предмет социологии искусства Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Искусство и художественная культура
2.1. Искусство и художественная культура Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство и художественная культура Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство и художественная культура Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Искусство и эстетический идеал общества
3.1. Искусство и эстетический идеал общества Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство и эстетический идеал общества Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство и эстетический идеал общества Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Искусство как социальное явление
4.1. Искусство как социальное явление Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Искусство как социальное явление Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Искусство как социальное явление Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Социальные проблемы восприятия искусства
5.1. Социальные проблемы восприятия искусства Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Социальные проблемы восприятия искусства Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Социальные проблемы восприятия искусства Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Художественная жизнь общества и функционирование искусства
6.1. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Функционирование искусства в системе социальных институтов
7.1. Функционирование искусства в системе социальных институтов Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Функционирование искусства в системе социальных институтов Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи)
8.1. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи) Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры
9.1. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры Сам. работа 8 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение)
10.1. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение) Сам. работа 8 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Объект и предмет социологии искусства.
2. История социологии искусства – этапы развития, основные представители и концепции.
3. Роль социологии искусства в духовной жизни общества.
4. Искусство и художественная культура, ее состав и виды.
5. Эстетическая культура общества, ее строение, состав и функционирование.
6. Взаимосвязь эстети¬ческих ценностей с эстетическими идеалами.
7. Эстетический вкус как инструмент культуры.
8. Элитарная и массовая художественная культура, их взаимодействие.
9. Художественное творчество как компонент культуры.
10. Теории художественного восприятия.
11. Социологические исследования телевидения.
12. Природа эстетической оценки и ее разновидности.
13. Социальные проблемы восприятия и оценки художественных произведений художест¬венной критикой.
14. Проблема идеала в философии, социологии и искусствоведении.
15. Искусство как выразитель и средство распространения в обществе социально-эстетических идеалов.
16. Эстетический идеал, его особенности и виды.
17. Пропагандизм в искусстве, его основные принципы.
18. Развитие искусства в условиях тоталитарного общества.
19. Художественное произведение как ценность и его признаки.
20. Художественная ценность и ее структура.
21. Построение и природа художественного образа.
22. Основные функции искусства.
23. Роль искусства в преобразовании среды обитания человека.
24. Искусство и экономика.
25. Искусство и политика.
26. Искусство и религия.
27. Стиль (направление) в искусстве, исторические, социальные и художественные корни, предпосылки возникновения нового стиля искусства.
28. Живопись древнего Китая, Индии, Персии, Египта: общее и особенное.
29. Христианская иконопись. Возрождение, маньеризм, барокко, рококо.
30. Классицизм, романтизм, реализм, символизм, фовизм, импрессионизм.
31. Постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн.
32. Место художественной жизни в духовной жизни общества.
33. Художественная стратификация общества. Художники как социальная (профессиональная) группа.
34. Художественные организации и их место в художественной жизни общества.
35. Проблемы художественной социализации общества.
36. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований искусства.
37. Закономерности развития художественной культуры.
38. Художественная культура и художественная жизнь современного общества.
39. Методологические проблемы социологии искусства в советской эстетике 20-х годов.
40. Теоретические и методологические проблемы социологии искусства.
41. Проблемы социологического изучения театрального зрителя.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое искусство, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, искусство — это одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества, а по мнению Петрова — это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя социальные функции искусства, назвал среди прочих рекреационную и эстетическую. Студент Петров указал, что к таковым относятся регулятивная и когнитивная функции. Перечислите функции искусства.
3. Проведите сравнительный анализ постимпрессионизма, экспрессионизма и модерна. Найдите их сходства и отличия.
4. Соотнесите понятия «художественная культура» и «художественная жизнь».
5. На основе анализа социологической теории А. Швейцера, определите роль искусства, как духовно-оппозиционного начала культуры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Социология искусства" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2098
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.