МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика профессионального образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.искусствоведения, Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины:формирование теоретических представлений о педагогике профессионального образования как самостоятельной области современного научного знания;

Задачи:

- освоение теоретических знаний, отражающих современный уровень и тенденции развития профессионального образования;
- формирование компетенций обучающихся в области организации и осуществления образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, их разработки и оценки качества образования;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся посредством включения их в диалог по актуальным проблемам профессионального образования; 
- развитие рефлексивных способностей обучающихся посредством формирования и развития критического мышления, умений осмысливать проблемы профессионального образования и определять пути их решения.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен использовать современные профессионально-педагогические технологии, формы, средства и методы профессионального обучения и диагностики в процессе организации изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
законодательную и нормативно-правовую базу профессионального образования;  характеристики уровней профессионального образования и профессиональных образовательных программ, концепцию непрерывного педагогического образования;  структурные компоненты и технологии обучения на различных уровнях профессионального образования;
модели и технологии процесса воспитания в профессиональном образовании;  современные способы обобщения инновационного и передового педагогического опыта;
критерии оценки эффективности образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать содержание и технологии профессионального образования, оценивать его качество;
использовать приемы рациональной организации самообразования и самовоспитания обучающихся и студентов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
выявления структуры профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов).пониманием законов и закономерностей, обеспечивающих развитие профессионального образования;
навыками культуры исследователя в области профессиональной педагогики;
образовательными технологиями, используемыми в профессиональном образовании, включая интерактивные, имитационные, информационные.
опытом проектирования содержания и технологии современного профессионального образования на основе его системного понимания;
самостоятельного проведения элементов учебных занятий с аудиторией слушателей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы профессиональной педагогики
1.1. Педагогико-методологические основы педагогики профессионального образования Лекции 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Компетеностный подход или новая парадигма профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Методы исследования в профессиональной педагогике Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. История становления и развития профессиональной педагогики Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Основные тенденции развития профессионального образования Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Подготовка современных рабочих в системе профессионального образования
2.1. Законы профессиональной педагогики Лекции 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Модели подготовки современных рабочих в системе профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Система профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Периоды производственного обучения Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Системы производственного обучения Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Процесс профессионального обучения
3.1. Сущность и структура педагогического процесса в системе профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Принципы профессионального обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Проектирование педагогического процесса в системе профессионального образования Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Личностно-ориентированное профессиональное образование Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Критерии эффективности профессионального обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Содержание профессионального обучения
4.1. ФГОС СПО по ТОП-50. Профессиональные стандарты Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Общие подходы к отбору содержания профессионального обучения Лекции 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Структурирование содержания профессионального обучения на макроуровне Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Формирование содержания образовательных программ на основе ФГОС нового поколения и Профессиональных стандартов Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Структурирование содержания профессионального обучения на микроуровне Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Задачный подход к структурированию образовательного материала в профессиональном обучении Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Методы профессионального обучения
5.1. Понятие о методах профессионального обучения. Классификация методов профессионального обучения Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Методы производственного обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Формы профессионального обучения
6.1. Общая характеристика форм профессионального обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Основные формы теоретического обучения Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Инновационные формы организации профессионального обучения Практические 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Методика организации и проведения интегрированного учебного занятия в системе профессионального обучения Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Технология бригадного обучения Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Средства профессионального обучения
7.1. Общая характеристика средств профессионального обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Учебно-производственные средства обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Инновационные технологии в профессиональном образовании
8.1. Методология проектирования педагогической технологии Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Современные информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Технология проектного обучения в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.4. Технология блочно-модульного обучения в профессиональном образовании Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.5. Инновационные подходы к организации профессионального обучения Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.6. Инновационная деятельность в педагогическом коллективе в системе профессионального образования Практические 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.7. Формирование инновационного стиля мышления студентов в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.8. Критерии эффективности инновационных технологий в профессиональном обучении Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Процесс воспитания в ситеме профессионального образования
9.1. Принципы и методы гуманистического профессионального воспитания Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Сущность профессионального воспитания Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Формирование студенческих коллективов Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Практические 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.5. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодежи Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.6. Методы профессионального воспитания Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.7. Формы организации профессионального воспитания Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Управление профессиональным образовательным учреждением
10.1. Сущность, функции и методы управления профессиональным образовательным учреждение Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Стратегия развития учреждения профессионального образования в современных условиях Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Педагогическая направленность управления Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Преподаватель в системе профессионального образования
11.1. Особенности педагогической деятельности преподавателя в системе профессионального образования Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Взаимодействие участников образовательного процесса в системе профессионального образования Сам. работа 3 1 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Этика профессиональной педагогической и научной деятельности преподавателя в системе профессионального образования Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Экзамен 3 9 ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения
Приложение 1.   ФОС z44.04.04 Пед.проф.обр..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/31CC2D62-3E8A-45AE-B247-9B697ADEA483
Л1.2 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/481E053D-EF40-4D52-AA92-83833F810CEC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник ИД САФУ, 2014 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009252.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс в MOODL «Педагогика профессионального образования» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4080
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Педагогика профессионального образования" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.