МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов со спецификой социологического изучения искусства и применением полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Социологические методы исследования социально-философских проблем современного искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать новейший отечественный и зарубежный опыт исследования социально-философских проблем современного искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий при проведении исследования социально-философских проблем современного искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объект и предмет социологии искусства
1.1. Объект и предмет социологии искусства Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет социологии искусства Практические 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Объект и предмет социологии искусства Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Искусство и художественная культура
2.1. Искусство и художественная культура Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство и художественная культура Практические 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство и художественная культура Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Искусство и эстетический идеал общества
3.1. Искусство и эстетический идеал общества Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство и эстетический идеал общества Практические 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство и эстетический идеал общества Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Искусство как социальное явление
4.1. Искусство как социальное явление Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Искусство как социальное явление Практические 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Искусство как социальное явление Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Социальные проблемы восприятия искусства
5.1. Социальные проблемы восприятия искусства Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Социальные проблемы восприятия искусства Практические 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Социальные проблемы восприятия искусства Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Художественная жизнь общества и функционирование искусства
6.1. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Функционирование искусства в системе социальных институтов
7.1. Функционирование искусства в системе социальных институтов Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи)
8.1. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи) Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры
9.1. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение)
10.1. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение) Сам. работа 7 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Объект и предмет социологии искусства.
2. История социологии искусства – этапы развития, основные представители и концепции.
3. Роль социологии искусства в духовной жизни общества.
4. Искусство и художественная культура, ее состав и виды.
5. Эстетическая культура общества, ее строение, состав и функционирование.
6. Взаимосвязь эстети¬ческих ценностей с эстетическими идеалами.
7. Эстетический вкус как инструмент культуры.
8. Элитарная и массовая художественная культура, их взаимодействие.
9. Художественное творчество как компонент культуры.
10. Теории художественного восприятия.
11. Социологические исследования телевидения.
12. Природа эстетической оценки и ее разновидности.
13. Социальные проблемы восприятия и оценки художественных произведений художест¬венной критикой.
14. Проблема идеала в философии, социологии и искусствоведении.
15. Искусство как выразитель и средство распространения в обществе социально-эстетических идеалов.
16. Эстетический идеал, его особенности и виды.
17. Пропагандизм в искусстве, его основные принципы.
18. Развитие искусства в условиях тоталитарного общества.
19. Художественное произведение как ценность и его признаки.
20. Художественная ценность и ее структура.
21. Построение и природа художественного образа.
22. Основные функции искусства.
23. Роль искусства в преобразовании среды обитания человека.
24. Искусство и экономика.
25. Искусство и политика.
26. Искусство и религия.
27. Стиль (направление) в искусстве, исторические, социальные и художественные корни, предпосылки возникновения нового стиля искусства.
28. Живопись древнего Китая, Индии, Персии, Египта: общее и особенное.
29. Христианская иконопись. Возрождение, маньеризм, барокко, рококо.
30. Классицизм, романтизм, реализм, символизм, фовизм, импрессионизм.
31. Постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн.
32. Место художественной жизни в духовной жизни общества.
33. Художественная стратификация общества. Художники как социальная (профессиональная) группа.
34. Художественные организации и их место в художественной жизни общества.
35. Проблемы художественной социализации общества.
36. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований искусства.
37. Закономерности развития художественной культуры.
38. Художественная культура и художественная жизнь современного общества.
39. Методологические проблемы социологии искусства в советской эстетике 20-х годов.
40. Теоретические и методологические проблемы социологии искусства.
41. Проблемы социологического изучения театрального зрителя.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое искусство, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, искусство — это одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества, а по мнению Петрова — это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя социальные функции искусства, назвал среди прочих рекреационную и эстетическую. Студент Петров указал, что к таковым относятся регулятивная и когнитивная функции. Перечислите функции искусства.
3. Проведите сравнительный анализ постимпрессионизма, экспрессионизма и модерна. Найдите их сходства и отличия.
4. Соотнесите понятия «художественная культура» и «художественная жизнь».
5. На основе анализа социологической теории А. Швейцера, определите роль искусства, как духовно-оппозиционного начала культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Социология искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.