Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 62 | 62 | 62 | 62 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | научить студентов анализировать развитие правовых систем мира и применять полученные знания в профессиональной деятельности социолога |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-3.1 | Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных |
ОПК-3.2 | Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов |
ОПК-3.3 | Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования |
ОПК-3.4 | Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем |
ОПК-3.5 | Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий |
ОПК-3.6 | Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в области социологии права и правоведения, в т.ч. развития правовых систем мира, позволяющие прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации, позволяющие прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования, позволяющие прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особености правовых систем мира | ||||||
1.1. | Понятие и основные элементы системы права | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Понятие и основные элементы системы права | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Романо-германская правовая система | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Романо-германская правовая система | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Англосансонская правовая система | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Англосансонская правовая система | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Мусульманское, иудейское, индусское, древнекитайское, обычное право | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Социалистическое право как исторический тип права | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-3.6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Примерный перечень вопросов и практических заданий Теоретические вопросы: 1. Правовая система: понятие, элементы, основные черты. Соотношение понятий система права, правовая система, правовая семья. 2. Структура правовой системы. 3. Классификация правовых систем мира, критерии, определяющие схожесть современных правовых систем. 4. Основные правовые системы. 5. Система права во Франции: становление, современный этап. 6. Французская система судопроизводства и положение французских юристов в ней. 7. Система права Германии: формирование, особенности. 8. Судопроизводство в Германии, особенности деятельности немецких юристов. 9. Система права Англии: формирование, особенности судопроизводства. 10. Юридическое образование и адвокатская профессия в Англии. 11. Развитие правовой системы США: особенности, современная федеральная система и система штатов. 12. Судопроизводство в США. 13. Современная система права и система судопроизводства в Канаде. 14. Австралийская система права и судопроизводство Австралии. 15. Особенности религиозных правовых семей – мусульманской, индусской и африканской. 16. Возникновение, особенности социалистической правовой системы. Советская правовая система и правовая система Кубы. 17. Социалистическая правовая система Европы и Азии. Сравнительная характеристика. 18. Особенности и формирование российской правовой системы: основные этапы эволюции правовой системы РСФСР. 19. Правовая система РФ. Источники российского права. Конституция Российской Федерации. 20. Влияние международного права на современные правовые системы. Типовые практические задания: 1. Охарактеризуйте зарождение сравнительного метода в праве (Древний мир и Средние века). 2. Обоснуйте актуальность изучения правовых систем мира с использованием методов социологии. 3. Укажите виды объектов сравнительно-правового анализа, опишите их иерархию. 4. Проведите сравнительно-правовое исследование в рамках романо-германской правовой семьи правовых систем любых двух государств. Укажите какие правила и методы сравнительного правоведения вы использовали для решения поставленной задачи. 5. Охарактеризуйте основные концепции классификации правовых систем, укажите, какие критерии положены в их основу. Какую позицию вы считаете наиболее верной? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комаров С.А. | ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 9-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Абашидзе А. Х. | Право международных организаций. Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "Правовые системы мира" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.isras.ru http://www.elibrary.ru http://www.mon.gov.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн |