МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Графические редакторы в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Л.Н. Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав. кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Графические редакторы в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование целостной системы знаний в области современных компьютерных технологий, их возможностях и особенностях использования в сфере дизайна.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: Способен владеть компьютерными технологиями и использовать базы данных для реализации организационно-управленческих решений в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать области применения компьютерной графики, историю компьютерного искусства,
Теоретические основы компьютерных технологий в изобразительном искусстве
Место компьютерной графики в виртуальном искусстве
Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России
Творчество зарубежных и отечественных компьютерных художников
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь создавать и обрабатывать растровые и векторные графические изображения
Грамотно излагать теоретические основы компьютерной графики, различать отдельные виды компьютерного искусства;
Ставить задачи, связанные с информационной поддержкой всех областей дизайна;
Анализировать произведения компьютерных художников
Создавать цифровую живопись
Создавать аннотированный каталог
Самостоятельно приобретать знания в области современных компьютерных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть принципами формирования цифрового изображения;
Владеть навыками выполнения эскизов в графических программах
Навыками в создании графических изображений в системах растровой и векторной графики
Владеть профессиональными приемами рисования
Инструментами ретуширования и восстановление фотографий
Технологией реставрации произведений искусств средствами компьютерной графики
Навыками организации научно-исследовательской работы в области графического дизайна в образовательных организациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика компьютерного искусства.
1.1. Основы компьютерной графики. Виды графики. Принципы представления растровой и векторной информации, примеры. Программные средства компьютерной графики: растровые редакторы. Лекции 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Знакомство с интерфейсом программы, основные панели и меню программы, настройка рабочей зоны, работа с основными компонентами программы Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Анимация, программы верстки, программы для ввода/вывода графической информации, программы для создания электронных изданий (сетевых и локальных), программы-конструкторы шрифтов, конверторы для различных графических форматов. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Основы управления цветом в графических редакторах, работа с цветовыми профилями. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Основы управления, работа с цветовыми профилями. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Графические форматы, их особенности и характеристики. Ввод и вывод графической информации. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Сканирование и настройка изображений. Импорт изображений полученных при помощи цифровой камеры. Настройка печати. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Зачёт Зачет 2 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы работы с растровой графикой
2.1. Коррекция черно-белых и полноцветных изображений. Обработка дефектов изображений. Обработка дефектов освещения черно-белых изображений. Ретуширование. Обработка муара, дефектов сканирования. Ретушь полноцветных изображений. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Создание художественного изображения графики на основе фотографии. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Живопись акварелью, гуашью, маслом и т.д. Методика обработки фотографического изображения для имитации живописи. Работа с фильтрами, имитирующими живопись, использование масок и фильтров, слоев. Использование специальных плагинов для имитации живописи. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Создание художественного изображения живописи на основе фотографии. Основы рисования кистями. Использование стилей слоя. Текстовые эффекты. Создания различных поверхностей и узоров. Методика выделения и маскирования. Рисование в различных художественных техниках. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы разработки шрифтовых элементов
3.1. Основы проектирования компьютерных шрифтов. История развития шрифтового дела и книгопечатания. Понятие подвижного шрифта. Шрифты: основные понятия и определения, классификация, характеристики. Элементы анатомии букв алфавита. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы рисования в программе-конструкторе шрифтов, в векторном редакторе. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Технология создания компьютерных шрифтов. Создание шрифтов. Программные средства для создания шрифтов. Конверторы шрифтов. Традиционная схема создания шрифта. Создания факсимильного шрифта, этапы, особенности. Оценка качества шрифта. Признаки плохого качества контуров. Недостатки качества контуров, полученных в результате использовании функции автоматической обводки. Форматы шрифтов. Понятие формата и шрифтовой машины. Структура шрифтового формата. Формат TrueType, Adobe Type1 (Postscript), OpenType. Кодировка шрифтов и особенности растеризации символов. Стандарты кодировки шрифтов. Проблемы кодирования шрифтов. Особенности растеризации символов. Разметка шрифтов формата TrueType, Adobe Type1. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Создание шрифтовых символов разных начертаний. Разработка факсимильных шрифтов и орнаментов. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1
3.5. Основы композиционного построения изображений. Понятие композиции. Правила комфортности. Средства организации композиции. Способы выделения композиционного центра. Определение композиционного анализа. Понятие тона. Тоновой композиционный анализ. Цветовой композиционный анализ. Линейный композиционный анализ. Практические 2 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Композиционный анализ сложного графического образа (картины, фотографии и т.п.) Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.7. Разработка полиграфического проекта. Создание обложки книги, рекламного буклета, листовки, и т.д. Виды полиграфической продукции. Методика создания реалистичного изображения на плоскости. Примеры, приемы, используемые для графических проектов. использование различных форматов для полиграфии. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.8. Разработка рекламного буклета Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.9. Методы разработки элементов фирменного стиля. Логотип, товарный знак, эмблема, знак обслуживания, брэнд. Виды логотипов. Этапы разработки логотипов. Графемный анализ текстового логотипа. Приемы, используемые при создании логотипов. Работа с кистями. Использование трехмерных эффектов. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.10. Графемный анализ логотипа. Разработка логотипа фирмы. Элементы фирменного стиля. Основные понятия, компоненты, брэнд-бук. Примеры. Элементы корпоративной документации. Применение атрибутов вида, стилей и эффектов. Печать рисунков, особенности цветоделения. Комбинирование растровой и векторной графики. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.11. Лекции 2 ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Григорьева И.В. Компьютерная графика: учеб. пособие М. : Прометей, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211721
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Лаврентьева А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд. : Учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/viewer/cifrovye-tehnologii-v-dizayne-istoriya-teoriya-praktika-424029#page/1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии (IT). http://itru.info/
Э2 On-line-книга: Проектирование автоматизированных информационных систем. http://sheiko28.narod2.ru/Knigil_po_programmiroapniyu/sheiko28/
Э3 Лекции по информационным системам. http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э4 «Введение в Интернет». http://osnet.narod.ru/index.htm
Э5 On-line-статья: Компьютерные коммуникации. http://osnet.narod.ru/src/1.htm
Э6 On-line-книга: Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. http://cie.ifmo.ru/doc/access_p1.pdf
Э7 Электронный курс на единном образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3684
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.